(Не)примирение с историей в романе О.С. Забужко "Музей заброшенных секретов"

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматривается конструирование нарративов о трагических исторических событиях ХХ в. на территории Украины в романе О. Забужко «Музей заброшенных секретов» (2009). Подобные нарративы, будучи частью современной украинской культуры, становятся также частью коммеморативной культуры, коллективной памяти. Писательница использует мнемонический нарратив, работает не только с сознанием, но и с подсознанием героев, при этом актуализируются замалчиваемые ранее события общей и семейной истории, а также личной – все они оказываются связаны друг с другом невидимыми струнами. Травматичный опыт прошлого, транслируемый через личную память и постпамять, может деформировать воспоминания, не реконструировать, а деконструировать их. Сквозь призму такой деконструкции в романе изображены голод 1932–1933 гг. и 1947 г., деятельность УПА в годы Второй мировой войны и после, Волынская резня и другие замалчиваемые в официальной советской истории события. Делается вывод о том, что травмированное сознание трансформирует в романе память о значимом прошлом так, что воспоминания о нем становятся триггером для нового витка борьбы за национальную идентичность.

Об авторах

Е. В. Байдалова

Институт славяноведения Российской Академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: e.baydalova@inslav.ru
ORCID iD: 0000-0001-6263-8358
Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Адельгейм И.А. Психология поэтики: Аутопсихотерапевтические функции художественного текста (на материале польской прозы 1990–2010-х гг.). М.: Индрик, 2018. 648 с.
  2. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.
  3. Байдалова Е.В. Проблема национальной памяти в украинской женской постколониальной прозе: роман О. Забужко «Музей заброшенных секретов» // ПАМЯТЬ VS ИСТОРИЯ. Образы прошлого в художественной практике современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы (по материалам II Хоревских чтений) / отв. ред. И.Е. Адельгейм. М.: Институт славяноведения РАН, 2019a. Серия «Современные литературы стран Центральной и Юго-Восточной Европы». С. 56–74.
  4. Байдалова Е.В. Украинская постколониальная проза: проблемы национальной и гендерной идентичности в романах О. Забужко // Славянский сборник: язык, литература, культура / отв. ред. Н.Е. Ананьева, О.А. Остапчук, Е.И. Якушкина. М.: МАКС Пресс, 2019b. С. 337–344.
  5. Байдалова Е.В. Преодоление травматического опыта в дебютном романе О. Забужко. // Вестник славянских культур. 2024. Т. 74. C. 196–208.
  6. Мариничева Е. Разминированная память // Дружба народов. 2010. № 9. URL: https://magazines.gorky.media/druzhba/2010/9/razminirovannaya-pamyat.html. (дата обращения: 20.03.2025).
  7. Рутар Х. Мiсця пам’ятi у романi Оксани Забужко «Музей покинутих секретiв» // Spheres of Culture / Ed. by Ihor Nabytovich. Lublin, 2017. Vol. 16. S. 345–353.
  8. Хирш М. Поколение постпамяти. Письмо и визуальная литература после Холокоста. М.: Новое издательство, 2020. 428 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025