Образ представителей османской власти в житиях балканских мучеников XVI века

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В статье рассматривается, какими в сочинениях славянской агиографии XVI в. представлены образы османских властей: в первую очередь султанов, но также отдельных градоначальников («епархов») и визирей. Несмотря на некоторые негативные черты в целом османский султан выступал как нейтральная фигура или даже арбитр, к которому за советом обращались и мусульманский судья, и некоторые христиане. Именно «царь» способен решать, какой приговор вынести христианскому мученику. Эта особенность образа османского правителя может объясняться тем, что для составителей житий он представлял собой единственного законного «царя», которому, невзирая на его принадлежность к «агарянам» и их вере, они должны подчиняться как подданные. Некоторый контраст составляет образ местных правителей и высших чиновников: часто они выступали в качестве гонителей христианства. Более того, чтобы добиться своей цели и погубить будущего святого, эти «епархи» или «воеводы» прибегали к обману и лести, заставляя самого «царя» или судью поверить в их ложь и вынести смертный приговор христианину. Довольно неоднозначен и представленный в агиографии образ городского или темничного стража-мусульманина. Страж мог выступать в качестве достаточно положительного персонажа, который проникал уважением к мученику и старал облегчить его страдания, а также организовывал встречу будущего святого с другими христианами. В то же время османским стражам свойственны человеческие слабости: они могут задремать на посту и берут взятки.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Никита Владимирович Евстафьев

Институт славяноведения Российской академии наук

Автор, ответственный за переписку.
Email: nikichan1@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-6965-4112

аспирант, младший научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Георгиева Ц. Еничарите в българските земи. София: Наука и изкуство, 1988, 329 с.
  2. Градева Р. О некоторых проблемах формирования османской системы управления (XIV – начало XVI в.) // Османская империя. Государственная власть и социально-политическая структура. М.: Наука, 1990. C. 40–65.
  3. Градева Р. Софийската катедрална църква, ХV – началото на ХІХ век // Юра Константинова и др. (ред.). Балканите. Модернизация, идентичности, идеи. Сборник в чест на проф. Надя Данова. София, Велико Търново, ИБЦТ–Фабер, 2011. С. 567–587.
  4. Градева Р. За съдбата на софийската църква «Св. Георги»-Ротонда под османска власт // Ст. Първева и О. Тодорова (съст. и ред.). Из живота на европейските провинции на Османската империя през ХV–XIX век. Сборник изследвания в памет на проф. д.и.н. Елена Грозданова. София: ИК Гутенберг, 2016. С. 592–604.
  5. Евстафьев Н.В. Взгляд христианских авторов на практику девширме в Османской империи XVI века // Славяноведение. 2024. № 4. С. 16–25.
  6. Калиганов И.И. Георгий Новый у восточных славян. М.: Индрик, 2000, 799 с.
  7. Лосева О. Славянское и греческое жития новомученика Иоанна Серрского // Црквене студије. № 9. Ниш, 2012. С. 447–453.
  8. Макарова И.Ф. Болгарский народ в XV–ХVIII вв. М.: КомКнига, 2005, 192 с.
  9. Макарова И.Ф. О влиянии конфессионального сознания на этническую историю болгар (XV – начало XIX в.) // Славяноведение. 2008. № 2. С. 41–54.
  10. Павловић Л. Култови лица код Срба и Македонаца. Смедерево: Нар. музеj, 1965, 357 с.
  11. Полывянный Д.И. Культурная идентичность, историческое сознание и книжное наследие средневековой Болгарии. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018a, 512 с.
  12. Полывянный Д.И. Почитание мощей святых и сакральная география средневековой Болгарии // Европа святых. Социальные, политические и культурные стороны святости в Средние века. М.: Алетейя, 2018b. С. 285–298.
  13. Стайнова М. Ислам и исламская религиозная пропаганда в Болгарии // Османская империя. Система государственного управления, социальные и этнорелигиозные проблемы. М.: Наука, 1986. С. 83–102.
  14. Турилов А.А. Житие преподобномученика Антония Супрасльского и славянские жития балканских мучеников XVI в.: К постановке проблемы // Hagiographia Slavica. München – Berlin – Wien: Verlag Otto Sagner, 2013 (= Wiener Slawistischer Almanach. Sonderband. Bd. 82). С. 265–275.
  15. Турилов А.А., Темелски Хр. Георгий Новый Кратовский // ПЭ. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. Т. 11. С. 70.
  16. Цибранска-Костова М. Святой и общество: конфликты и ценности («Житие святого Николая Нового Софийского» Матвея Грамматика, XVI в.) // Взгляд на славянскую аксикологию. М.: Институт славяноведения РАН, 2019. С. 9–35.
  17. Цибранска-Костова М. Николай Софийский // ПЭ. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2022. Т. 50. С. 605–606.
  18. Babinger F. Mehmed the Conqueror and his time / transl. R. Manheim, ed. W.C. Hickman. Princeton: Princeton University Press, 1992, 550 p.
  19. Biliarsky I., Tsibranska-Kostova M. Historical Memory and Orthodox Faith: Byzance Après Byzance in Sofia Under Ottoman Rule // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2021. Т. 26. No. 6. P. 339–351.
  20. Faroqhi S. Coping with the State: Political Conflict and Crime in the Ottoman Empire, 1550–1720. Istanbul: Isis Press, 2010, 205 p.
  21. Gradeva R. The Church in the Life of Sofia Citizens, 15th to 18th century (preliminary notes) // G. Valtchinova (ed.). Religion and Boundaries. Studies from the Balkans, Eastern Europe and Turkey. Istanbul: Isis Press, 2010. P. 47–79.
  22. Gradeva R. Late Antique church buildings in Ottoman Sofia, fifteenth to beginning of nineteenth centuries // Christian Art under Muslim Rule. ed. by M. Hartmuth with the assistance of A. Dilsiz and A. Wharton. Leiden: Nederlands Instituut voor het Nabije oosten, 2016a. P. 167–193.
  23. Gradeva R. Sofia’s Rotunda and Its Neighbourhood in Ottoman Times // Osmanische Welten: Quellen und Fallstudien. Festschrift fur Michael Ursinus. Hg von J. Zimmermann, Chr. Herzog und R. Motika. University of Bamberg Press, 2016b. P. 177–208.
  24. Inalcik H. The Ottoman Empire. The Classical Age 1300–1600. London; New York: ‎ Weidenfeld and Nicholson Publ., 1973, 385 p.
  25. Kaegi W.E., Kazhdan A. Phokas // ODB / ed. by A.P. Kazhdan. New York; Oxford: Oxford University Press, 1991. Vol. 3. P. 1666.
  26. Necipoğlu G. The Age of Sinan: Architectural Culture in The Ottoman Empire. London: Reaktion Books, 2005, 480 p.
  27. Tzedopoulos Y. Orthodox Martyrdom and Confessionalization in the Ottoman Empire, Late Fifteenth–Mid-Seventeenth Centuries // Krstić T., Terzioǧlu D. (eds.) Entangled Confessionalizations? Dialogic Perspectives on the Politics of Piety and Community Building in the Ottoman Empire, 15th–18th centuries. Gorgias Press, 2022. P. 335–382.
  28. Παναγιώτου Ἀ.Δ. Μανουὴλ Κορινθίου Ἀκολουθία Ἰωάννου Νεομάρτυρος τοῦ ἐν Σέρραις // Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν. Ἀθήνα, 1987/1989. T. 47. Σ. 423–445.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Российская академия наук, 2025