№ 4 (2019)

Обложка

Статьи

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Иванова О.А.

Аннотация

В статье актуализируется проблема формирования медиакультурных навыков студентов технических специальностей, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Автор рассматривает данную проблему в контексте формирования медиакультурного личностного пространства, обусловливающего будущую профессиональную деятельность и взаимодействие профессионала в медиакультурной среде, опосредующей успешное функционирование субъекта в системе отношений «государство - общество - производство». Локализация данной проблематики определяется необходимостью выявления особенностей формирования медиакультурных навыков, специфика сформированности которых охватывала бы диапазон единого медиакультурного пространства, включающего своевременную обработку, пользование, оперирование информацией, влияющей на уровень сформированности индивидуальной медиакультуры субъекта. В статье подчеркивается важность формирования медиакультурных навыков для студентов технических специальностей, обучающихся по программам среднего профессионального образования. Автор рассматривает будущих специалистов технической отрасли как субъектов (а также культурных субъектов), чья профессиональная деятельность регулируется на основе принципов технической рациональности и чей медиакультурный уровень опосредует эффективность функционирования социально-производственных отношений внутри системы «государство - общество - производство». В исследовании использованы методы исторического и кросс-культурного анализа, систематизации и классификации. Выявлена специфика медиакультурного пространства в условиях современных реалий, обоснована необходимость формирования медиакультурных навыков студентов технических специальностей в качестве факторов совершенствования медиакультурного уровня современного специалиста как носителя индивидуального сознания. Охарактеризованы основные определяющие группы признаков, представляющих классификационную совокупность медиакультурных навыков.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):3-8
pages 3-8 views

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Закиева Р.Р., Шириева Е.Н.

Аннотация

Результаты последних исследований различных авторов свидетельствуют о том, что цветовая температура светового потока источников света может оказывать влияние на некоторые биологические функции человека. Появление новых источников света - светодиодных светильников, которые начали активно использоваться в системах освещения учебных учреждений, может некоторым образом повлиять на усвоение учебного материала обучающимися субъектами учебного процесса и на качество образовательных услуг в целом. Современная система образования предусматривает самостоятельную учебную работу с применением персональных компьютеров с жидкокристаллическими мониторами, которые по спектру излучаемого светового потока и принципу действия излучателя можно отнести к светодиодным источникам света. Появление новых источников света, которые определенным образом могут повлиять на успеваемость обучающихся, и получение нами новых экспериментальных данных в сфере инновационного образования воплотилось в идею создания нового метода обучения. В статье описаны возможности для создания нового метода преподавания, основанного на сочетании инновационной концепции модели обучения, предусматривающей применение светоцветовой среды, модифицированной по спектру оттенков белого цвета, и машинного экспресс-тестирования уровня остаточных знаний. Предполагается, что внедрение энергоэффективных источников света в образовательных учреждениях создаст уникальную светоцветовую среду с возможностью динамического изменения световой температуры и потока, способную вывести процесс обучения на новый уровень.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):8-15
pages 8-15 views

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРШРУТА НА УРОВНЕ ДИСЦИПЛИН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Ваганова О.И., Кутепов М.М.

Аннотация

В статье исследованы особенности проектирования индивидуального образовательного маршрута на уровне дисциплин профессионального модуля. Проанализировав несколько определений понятия «индивидуальный образовательный маршрут», авторы выводят собственное определение, на которое опираются на протяжении всей работы. Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой эффективный порядок индивидуально-дифференцированного освоения обучающимися образовательной программы или дисциплины, который формирует личную позицию, мнение студента при выборе цели обучения, содержания и способов его организации в специально созданных высшей школой условиях. Показано описание последовательности разработки маршрута, сформулированы факторы и условия его реализации. Отражена структура индивидуальных образовательных маршрутов, предложены различные варианты их разработки. В структуре выделены и проанализированы компоненты с точки зрения различных авторов. Авторы отмечают, что от грамотности построения индивидуального образовательного маршрута зависит профессионально-личностное развитие обучающихся и их уровень готовности к самостоятельному выбору индивидуального образовательного маршрута. Авторами был проведен эксперимент, который показал, что наличие такого важного элемента, как грамотные педагогические условия, позволяет увеличить процент готовности обучающихся. Результаты работы могут быть использованы для дальнейшей разработки вопроса о построении индивидуальных образовательных маршрутов на уровне дисциплин профессионального модуля в высшем учебном заведении.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):16-22
pages 16-22 views

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Абраменко Е.В.

Аннотация

В статье аргументируется необходимость формирования коммуникативной компетентности студентов технического вуза. В условиях конкурентоспособной борьбы на рынке труда, побеждает тот специалист, который владеет навыками деловой коммуникации, способен профессионально презентовать себя, сдержан и уверен в себе. Следовательно, важнейшая задача технического вуза - формирование коммуникативной компетентности у студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин. Автор в статье предлагает рассматривать коммуникативную компетентность как профессионально необходимую, что обосновывает актуальность проблемы. Коммуникативная компетентность рассматривается как умение эффективно сотрудничать в рабочей команде, способность учитывать индивидуально-психологические и национальные особенности партнера по общению, использовать нормы делового этикета, управлять конфликтом и плодотворно взаимодействовать в рамках сотрудничества. Развитие всех этих умений предполагает реализация в учебном процессе технического вуза коммуникативной компетенции, прописанной в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования. В рамках нашего исследования коммуникативной компетентности приняли участие работодатели г. Волгограда (ООО «АльтерСтрой», ООО «Альтернатива», ООО «Эласт-плюс», ООО «ПартнерСервис», ООО «Артемида-Дон», ООО «Эталон МК», ООО «Бетон», ООО «Бизнес-решение») и студенты старших курсов ВолгГТУ. В опросе, разработанном и статистически обработанном магистрантами ВолгГТУ В.В. Бондаревой и И.Е. Диулиной, приняли участие 109 человек. В результате проведенного опроса выяснилось, что и руководители организаций, и студенты считают владение коммуникативными способностями и средствами вербальной и невербальной коммуникации ведет к успеху в профессиональном становлении.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):22-27
pages 22-27 views

АНАЛИЗ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ

Истрофилова О.И.

Аннотация

В статье представлен анализ различных подходов профессиональной подготовки педагогов к взаимодействию с обучающимися, имеющими отклонения в поведении. Сложность и противоречивость современной ситуации социализации личности обостряет проблему отклоняющегося поведения у детей и подростков. Целью работы стало рассмотрение актуальных вопросов подготовки педагогов для работы с детьми, имеющими отклонения в поведении. Проанализированы работы ведущих специалистов педагогов и психологов, история развития исследований данного направления. Отмечены основные проблемы и пути их решения, а также основные теоретические и практические достижения педагогов. В заключение сделан вывод о дальнейших перспективах психолого-педагогических исследований и необходимости актуализации подготовки специалистов-педагогов, обучающих детей с отклонениями в поведении.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):27-36
pages 27-36 views

РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД В ПРЕОДОЛЕНИИ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ПОВСЕДНЕВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ

Кандаурова А.В.

Аннотация

Современный мир характеризуется как динамично меняющийся, вызывающий различного рода профессиональные или повседневные трудности. Особого внимания заслуживают представители педагогической профессии, которые, выполняя благородную и социально важную миссию по подготовке будущего поколения, сегодня переживают профессиональную стагнацию, эмоциональное выгорание. Результаты теоретического анализа литературы, эмпирических исследований позволяют сделать вывод о том, что детерминантами субъективного опыта совладания с трудными жизненными ситуациями, стрессами, рисками изменений служат жизненный и социальный опыт, традиции, факторы социокультурной среды, а также психофизиологические индивидуальные особенности. Вместе с тем, очевидна и разная степень эффективности применяемых людьми способов совладания с трудностями. Методологическим подходом в статье обосновывается ресурсный подход. В работе теоретически обоснован и эмпирически проверен защитно-адаптационный процесс совладания педагогами с трудностями. Выделены четыре этапа реагирования на трудности в рамках защитной и совладающей стратегий. Экспериментально доказано, что педагоги демонстрируют сниженный уровень жизнестойкости и толерантности к неопределенности, что характеризуется как недостаточная степень обеспеченности ресурсами; что чаще всего педагоги обращаются к социальной поддержке, к собственным силам и знаниям, к работе как к психологической и копинг-защитам; большинство педагогов не готовы к принятию риска, изменений, самоизменений, при этом демонстрируют достаточно высокий уровень эмоционального выгорания, критично высокий уровень стресса, сниженную работоспособность. Для решения задачи сохранения здоровья педагогов как профессиональной группы, для преумножения жизненных ресурсов и жизнестойкости педагогов необходимо разобраться в механизмах совладающего поведения, обеспечить подготовку педагогов к принятию изменений, к развитию репертуара совладающих стратегий и осознанного совладающего поведения на основе ресурсного подхода.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):36-43
pages 36-43 views

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Салаватова А.М.

Аннотация

В статье описана организация поликультурного образования студентов в вузе. В процессе общемировой глобализации происходят активные интеграционные являения, идет создание единого европейского культурного и образовательного пространств, которые предполагают сближение народов, усиление их межкультурного взаимодействия. Результаты теоретического анализа литературы позволяют выделить важную составляющую внеучебной, воспитательной работы в вузе - деятельность студенческих объединений как составляющий потенциал в понимании необходимого уровня поликультурной образованности личности. В статье теоретически обосновывается и эмпирически проверяется поликультурная образованность студентов, уровни поликультурной образованности (высокий, средний и низкий). Экспериментально доказано, что у студентов преобладает низкий уровень. С целью повышения уровня поликультурной образованности студентов, их общего уровня культуры была разработана и внедрена в реальный образовательный процесс модель организации поликультурного образования. Организационная модель включает в себя такие элементы как: цель и задачи процесса поликультурного образования студентов; блоки и этапы процесса поликультурного образования студентов; организационно-педагогическая структура поликультурного образования студентов в поликультурной образовательной среде вуза. Эффективность организации поликультурного образования была достигнута посредством правильной организации поликультурного образования, возможности обеспечить высокий уровень толерантности, средневысокий уровень педагогической коммуникативной компетентности, владения эмпатическими способностями, а также готовности студентов к диалогу культур.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):43-50
pages 43-50 views

ПАРТИСИПАТИВНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Шкитина Н.С., Касаткина Н.С.

Аннотация

Актуальность проблемы партисипативной подготовки студентов педагогических вузов обусловлена социально-экономическими изменениями, в связи с которыми произошел пересмотр основных позиций высшего педагогического образования. На основании понятийно-терминологического анализа был создан терминологический ряд базовых понятий исследуемой проблемы: партисипация, партисипативность, педагогическая партисипативность, партисипативная подготовка студентов педагогических вузов. На основании анализа авторских позиций понимания процесса партисипативной подготовки студентов педагогических вузов выделены основные его характеристики. В статье представлено авторское определение понятия «партисипативная подготовка студентов педагогических вузов», под которым понимается система подготовки (теоретическая, методическая, практическая), целью которой является формирование партисипативной компетентности, отражающей новые субъект-субъектные отношения учителя и ученика, характеризующиеся равноправием, сотрудничеством, соуправлением, общими интересами, взглядами и ценностями, творчеством и педагогической эмпатией. В результате теоретического осмысления исследуемой проблемы созданы процессная и компетентностная модели партисипативной подготовки студентов педагогических вузов, отражающие сущность и динамику исследуемого процесса. Процессная модель состоит из мотивационно-ценностного, содержательно-деятельностного и рефлексивно-корректирующего этапов. Мотивационно-ценностный компонент обусловливает деятельность, обеспечивающую принятие педагогических и общечеловеческих ценностей, определяющих внутренний, эмоциональный ориентир поведения и деятельности будущего педагога. Содержательно-деятельностный компонент отражает особенности процесса формирования партисипативной компетентности. Способность к критическому самоанализу и осознанию своей деятельности на основе рефлексии характеризует рефлексивно-корректирующий компонент. Компетентностная модель представляет процесс формирования партисипативной компетентности со стороны формирования партсипативных компетенций: базовых и специальных. Базовые компетенции показывают в самом общем виде партисипативную деятельность будущих учителей, специальные компетенции отражают ее специфические характеристики. Методологический анализ сущности исследуемого явления позволил выделить методологические основы - системно-деятельностный, партисипативный и компетентностный подходы.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):50-57
pages 50-57 views

СТРУКТУРА И КОМПОНЕНТЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ

Курилович Н.В., Чернова Е.А.

Аннотация

В статье рассмотрена «компетентность», «исследовательская компетентность» как фактор готовности социальных педагогов в работе с детьми с ОВЗ. Исследовательская компетентность в работе с такими детьми является необходимым компонентом для последующего проявления профессиональной готовности и достижения мастерства, выработки своего собственного стиля работы, которыми должен обладать будущий педагог. Исследовательская компетентность рассматривается как интегральное понятие, с устойчивым личностным образованием индивида и заложенными знаниями, умениями и личностными качествами, мотивами, ценностями, определяющими компетентность будущих специалистов. Проблема исследовательской компетентности является многосторонней, поскольку объединяет в себе психологические, социологические и педагогические аспекты. Ее необходимо рассматривать как целостное проявление внутренней активности будущего социального педагога, его теоретическую и практическую готовность к исследовательской деятельности, а содержание профессиональной деятельности направлена на самостоятельное познание, решение проблемы. Выделены внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование исследовательской компетентности с позиции макро-, мезо- и микроуровней. Компонентами исследовательской компетентности, на наш взгляд, являются аксиологический, когнитивный, технологически-проектный. Каждому компоненту соответствуют высокий, средний и низкий уровни. Применительно к образовательному процессу вуза исследовательская компетентность побуждает к стимулированию интереса студентов к работе с детьми с ОВЗ, к поиску самостоятельных решений, формированию профессиональных компетенций и мотивационной готовности, направляя к более глубокому изучению и осмыслению будущей профессиональной деятельности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):57-69
pages 57-69 views

РАЗВИТИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Патрушева И.В., Волина В.Ю.

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы развития академической мобильности студентов с инвалидностью в условиях высшего образования. Авторами представлено описание теоретических подходов к определению понятия и сущности академической мобильности с точки зрения организации перемещения студентов и преподавателей в другие вузы для реализации целей образования и в контексте личностной характеристики, позволяющей обучаться с учетом индивидуальных особенностей и потребностей. На основании анализа веб-контента официальных сайтов ведущих российских и зарубежных университетов изучены организационно-педагогические условия развития академической мобильности: информационная, кадровая, нормативно-правовая, организационная обеспеченность, психолого-педагогическое сопровождение. Авторы пришли к выводу о необходимости теоретического обоснования модели академической мобильности студентов с инвалидностью в вузе, построенной на основе принципов доступности и универсального дизайна. Система профессионального образования должна предоставлять возможность включения всех студентов, в том числе с особыми образовательными потребностями, в разные формы академической мобильности. В процессе получения высшего образования важно создавать условия для развития готовности студентов к изменениям, флексибильности, реализации личностной и профессиональной активности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):70-78
pages 70-78 views

ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Ибрагимова Л.А., Новикова Е.А.

Аннотация

В статье рассматривается проблема профессиональной подготовки бакалавров к профессиональной деятельности с учащимися с ОВЗ, в частности с нарушениями речи. В статье представлен теоретический анализ различных точек зрения и авторских позиций по рассматриваемой проблеме, охарактеризованы основные компоненты профессиональной подготовки бакалавров в вузах. Авторы статьи рассмотрели основные противоречия профессиональной подготовки бакалавров к инклюзивному образованию, связанные с потребностью образовательных учреждений в педагогах, которые будут активно взаимодействовать с семьей обучающихся, отсутствием у педагогов важной инклюзивной компетентности, которая определяется как интегративное личностное образование, обусловливающее способность осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования. Проведенный анализ современных подходов в профессиональной деятельности позволяет сделать следующие выводы: появляется необходимость в профессиональной подготовке, в поиске совершенствования и создания новых инновационных моделей, которые помогут сформировать готовность будущих бакалавров к профессиональной деятельности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):78-83
pages 78-83 views

ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Федотова М.Г., Возгова З.В.

Аннотация

В статье рассматривается актуальность научно-исследовательской компетентности учителя иностранного языка в современных условиях, описана ее структура и содержание. Основными методами исследования выступают анализ научной литературы, обобщение и систематизация педагогического опыта по проблеме, опрос студентов с целью выяснения их подготовленности к научно-исследовательской деятельности. Цель представленного исследования состоит в теоретическом анализе формирования научно-исследовательской компетентности у студентов. Результатом данного исследования является рассмотрение вопроса формирования научно-исследовательской деятельности у студентов, которая включает три этапа (подготовительный, основной и заключительный) с комплексом заданий для каждого из них. Анализ практического исследования подтвердил, что необходима организация специальной подготовки студентов к исследовательской деятельности. Одним из эффективных способов формирования НИК являются различные виды задач как основы анализа конкретных методических ситуаций на уроке иностранного языка. Можно констатировать, что формирование НИК носит поэтапный характер и обеспечивает становление всех ее составляющих в комплексе. Мы пришли к выводу, что научно-исследовательская компетентность создает благоприятные условия для развития профессиональной компетентности учителя иностранного языка, а также оказывает положительное влияние на развитие когнитивной сферы личности.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):83-89
pages 83-89 views

ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ХИМИЯ»

Петрова Ю.Ю., Севастьянова Е.В.

Аннотация

Авторами показан опыт использования методологии проектно-ориентированного обучения для реализации стандартов Международной инициативы CDIO в дисциплинах 1-2 курсов программы бакалавриата направления «Химия». Подробно рассмотрена исследовательская деятельность студентов в проекте СурГУ «Локальная ферма», направленная на создание системы химического мониторинга состояния и качества растений, выращенных в защищенном (закрытом) грунте. Было показано, что в результате проектной деятельности в дисциплинах «Введение в проектную деятельность» (1-2 семестры) и «Проектная деятельность» (3-4 семестры) наряду с общепрофессиональными у студентов формируются и развиваются личностные и межличностные компетенции (коммуникативность, гибкость, умение работать в команде), а также повышается уровень личной мотивации к инженерным профессиям. Сравнительный анализ показал, что требования к результатам обучения выпускников образовательных программ в области техники и технологий (CDIO Syllabus) хорошо согласуются с компетенциями, изложенными в новых стандартах ФГОС (3++). Это демонстрирует применимость стандартов CDIO к реализации образовательных программ по направлениям бакалавриата «Химия».
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):89-94
pages 89-94 views

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ ПСИХОЛОГИИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Тюстина Г.Г., Скворцова О.В.

Аннотация

Актуальность представленной темы обусловлена необходимостью профессиональной подготовки будущих психологов к преподаванию курса психологии в общеобразовательной организации в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, определяющие важность формирования профессиональных компетенций студентов-бакалавров, связанных с их готовностью к преподаванию психологии в школе, способностью к проектированию, реализации и оценке образовательного процесса в общеобразовательной школе с учетом современных активных методов и инновационных технологий обучения, тем самым повышению уровня психологической культуры и пропаганде психологических знаний среди обучающихся общеобразовательных организаций. В настоящие время проблема исследования роли прикладных учебных дисциплин в профессиональной подготовке бакалавров, будущих психологов, остается весьма востребованной, хотя и наименее изученной. В статье описан практический опыт работы по профессиональной подготовке бакалавров, обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 «Психология», факультета педагогики и психологии Нижневартовского государственного университета. Целью статьи является теоретическое обоснование значимости и роли учебной дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» в профессиональной подготовке бакалавров - будущих психологов и описание технологии ее преподавания путем практической реализации цели и задач дисциплины, требований к результатам ее освоения, анализа содержания и методов преподавания данной учебной дисциплины. Обосновывается целесообразность единства теоретической и практической подготовки студентов в процессе освоения данной дисциплины, предполагающей построение учебных занятий с учетом взаимосвязи формируемых академических знаний и практических умений бакалавров. Построение процесса обучения студентов преподаванию психологии в школе на основе компетентностного подхода позволяет им самостоятельно добывать новые знания в области будущей профессиональной деятельности, развивает личность студента, его способность творчески перерабатывать информацию, решать профессиональные практические задачи. Проведенное исследование доказывает необходимость и значимость учебной дисциплины «Методика преподавания психологии в общеобразовательных организациях» в профессиональной подготовке бакалавров - будущих психологов, так как способствует формированию готовности студентов к преподаванию психологии в общеобразовательных организациях, что, в свою очередь, содействует пропаганде психологических знаний среди школьников и повышению уровня их психологической культуры.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):94-102
pages 94-102 views

МОДЕЛИ И ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мингазов И.Ф., Яркова Т.А., Милованова Н.Г.

Аннотация

Объектом исследования является семейное образование. Предмет составляют отечественные и зарубежные модели семейного образования. Цель исследования - выявление особенностей моделей семейного образования как одной из форм гуманистического, личностно ориентированного подхода в обучении и воспитании ребенка. В статье представлены результаты исследования по выявлению особенностей организации семейного образования в отечественной и зарубежной практике. Актуальность исследования обусловлена введением новых форм получения образования с учетом мировых тенденций. Дано нормативное обоснование введения семейного образования в Российской Федерации, выявлены принципы его организации, определены категории обучающихся, проходящих обучение по семейной форме образования. Проведен анализ использования различных зарубежных и отечественных моделей организации процесса семейного образования и выявлены распространенные модели семейного образования. Рассмотрены возможности дополнительного профессионального образования для повышения компетенций родителей в организации семейного образования, обозначены возможные формы формального и неформального дополнительного профессионального образования. Представлен авторский опыт создания семейной школы в сельском поселении Тюменского региона. Проведен обзор международных и всероссийских конференций по проблемам организации семейного воспитания. Обозначены проблемы в организации семейного образования: пробелы в законодательной базе семейного образования, отсутствие отлаженной системы государственной и социальной поддержки семейного образования, недостаточное количество русскоязычной методической литературы по семейному образованию, отсутствие организованной системы коммуникации между семейными школами, недостаточная обеспеченность методической и информационной поддержки образовательного процесса в форме семейного образования, недостаточное использование ресурсов дополнительного профессионального образования для подготовки родителей к реализации форм семейного образования.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):102-109
pages 102-109 views

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Дивеева Г.В.

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования этнопедагогической компетенции учителей общеобразовательных учреждений Севера в условиях повышения квалификации. Цель исследования - осуществить анализ этнопедагогической компетенции учителя как педагогического понятия, выделить ее компоненты, теоретически обосновать педагогические условия, способствующие формированию этнопедагогической компетенции учителя в процессе повышения квалификации. В соответствии с целью использовались такие методы исследования, как теоретический анализ, эмпирические методы (опрос, анкетирование), мысленное моделирование педагогических условий. По итогам анкетирования учителей выявлена их потребность в обогащении знаний в области этнопедагогики, недостаточная выраженность компонентов этнопедагогической компетенции. Это дало основание для поиска и обоснования педагогических условий формирования этнопедагогической компетенции учителей общеобразовательных учреждений Севера в условиях повышения квалификации. Педагогические условия предусматривают выделение учебных модулей с содержательным наполнением дисциплинами, обеспечивающими мотивационно-ценностную, когнитивную, деятельностную направленность, составляющие целостность этнопедагогической компетенции; включенность учителей в решение задач и ситуаций, содержание которых отражает регионально-этническую направленность; включенность учителей в проектно-исследовательскую деятельность. Реализация выделенных педагогических условий будет способстовать качественному совершенствованию процесса формирования этнопедагогической компетентности педагога.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):110-114
pages 110-114 views

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО ВУЗА К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

Карапузиков А.А.

Аннотация

В современных реалиях формирование готовности курсантов вузов Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России к деятельности в экстремальных ситуациях становится первоочередной проблемой для специальных вузов. Актуальность данной проблемы несомненна. В статье дан подробный анализ терминологического аппарата исследования, а именно сформулированы авторские понятия «экстремальность», «экстремальная ситуация», «подготовка курсантов специальных вузов к деятельности в экстремальных ситуациях» и «готовность курсантов специальных вузов к деятельности в экстремальных ситуациях». Ключевым термином нашего исследования является готовность курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях, под которой мы понимаем систему личностных качеств, результат подготовки специалиста к деятельности в экстремальных ситуациях, включающий высокий уровень сформированности морально-волевых качеств, эмоциональной устойчивости, стрессоустойчивости, физического развития, степень совершенствования необходимых умений и навыков, в совокупности необходимых для выполнения служебно-профессиональных задач в экстремальных условиях. Также в статье представлен подробный анализ педагогических условий эффективной реализации авторской системы подготовки курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях. Нами выделены следующие педагогические условия: 1) рефлексивно-ценностная ориентация как условие формирования готовности к экстремальной деятельности; 2) формирование у курсантов умений в области диверсификационного прогнозирования; 3) внедрение в образовательный процесс вуза курса по выбору «Готовность к экстремальным и чрезвычайным ситуациям». Эффективность совокупности разработанных нами педагогических условий была подтверждена в ходе проведенной нами экспериментальной работы. По всем выявленным критериям выявлена положительная динамика в формировании уровней готовности курсантов специального вуза к деятельности в экстремальных ситуациях.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):114-121
pages 114-121 views

ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ

Мишина С.В.

Аннотация

Предмет исследования - профессиональная подготовка будущих бакалавров экономики. Объект исследования - содержание и структура профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики. Цель работы: изучить содержание и структуру профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики с точки зрения требований современного рынка труда и возможностей профессиональной подготовки. Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска оптимальных путей профессиональной подготовки будущего экономиста, отвечающего быстроменяющимся требованиям к современному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики. В статье уточняется понятие профессионально значимых качеств будущего экономиста. На основе анализа психолого-педагогической литературы, результатов экспертного опроса, интервьюирования потенциальных работодателей обосновывается структура профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики: качества-отношения - нормативные (ситуативная профессиональная мотивация, знание профессиональных этических принципов; устойчивая гражданская позиция) и сверхнормативные (доминантная профессиональная мотивация, профессиональные ценности, устойчивая гражданская идентичность и поведение); индивидуально-личностные качества и способности - нормативные (эмоциональная уравновешенность, дисциплинированность, объективность и честность) и сверхнормативные (гибкость мышления, профессиональная мобильность, способность к самообразованию, саморазвитию); специальные качества и способности - нормативные (аналитические, синтетические и прогностические способности) и сверхнормативные (критическое, проектное и бережливое мышление); социально-личностные качества и способности - нормативные (коммуникабельность, умения разрешать конфликты) и сверхнормативные (клиентоориентированность, командообразование). Также в работе представлены результаты констатирующего эксперимента, позволившего установить дефицитарное состояние сверхнормативных профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):122-129
pages 122-129 views

АДАПТИВНОСТЬ НОРМАТИВОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Володин В.Н., Яковлев Д.С.

Аннотация

Статья посвящена проблеме оценки и нормативных требований, предъявляемых к уровню физической подготовленности иностранных военнослужащих в российских высших военных учебных учреждениях. Уровень физической подготовленности у поступающих, и в дальнейшем обучающихся, иностранных военнослужащих низкий, что, во-первых, связано с внутренней политикой стран в отношении физической культуры и воспитания молодежи, во-вторых, с личным отношением иностранных военнослужащих. В итоге, первоочередные задачи учебного процесса по физической подготовке иностранных военнослужащих, характерные для вуза, - совершенствование двигательных способностей, меняются на задачи ознакомления и развития, что соответствует школьной программе. Следовательно, нормативы по физической подготовке становятся непреодолимой проблемой для большинства иностранных военнослужащих на подготовительном и первом годах обучения, что увеличивает по времени возможность их выполнения и процесс овладения содержанием учебной дисциплины «Физическая подготовка». Актуальность исследования определена противоречием между требованиями к овладению большим объемом знаний и навыков военной специальности, низким уровнем общей и специальной подготовленности иностранных военнослужащих и высокими требованиями к уровню физической подготовленности военнослужащих. Цель исследования - разработать контрольные нормативы по физической подготовке для иностранных военнослужащих, с возможностью дальнейшей корректировки. В ходе исследования были применены научно-педагогические методы - теоретический анализ научной литературы, педагогическое наблюдение, контрольные испытания по физической подготовке, математико-статистическая обработка данных. В результате проведенного исследования предложены нормативные требования к упражнениям, включенным в батарею контрольных тестов по физической подготовке, для иностранных военнослужащих. Данный подход к определению нормативов можно применять как к одному человеку, так и к группе отстающих иностранных военнослужащих, в том числе и к российским военнослужащим и студентам гражданских учебных заведений. Адаптированные нормативы и способ определения нормативов по физической подготовке позволяют иностранным военнослужащим преодолеть пороговый минимум и получить положительную оценку в сессию (на первых годах обучения) и в целом легче адаптироваться к специфике и содержанию учебной дисциплины.
Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019;(4):130-136
pages 130-136 views