


№ 3 (2025)
Специальная тема номера: Антропология криминальности: делинквенция как составляющая традиционной культуры в прошлом и настоящем
Антропология криминальности: к вопросу о современном состоянии исследований
Аннотация
В настоящей работе, вводной к блоку статей, посвященных правонарушениям как устоявшимся социокультурным феноменам и их распространенности в ряде регионов Европы, в том числе в России, анализируется эволюция и оценивается современное состояние антропологии криминальности как направления в исследованиях антропологии права. Авторы отмечают крайне слабую разработанность темы (как в отечественном, так и в зарубежном дискурсах) и привязку в основном к культуре традиционных обществ Глобального Юга. В этой связи предлагаемые ниже статьи, в которых рассматривается делинквентность, зачастую основанная на пережитках обычного права и нашедшая отражение в эмическом видении населения и в фольклоре, приобретают особую актуальность. Все исследования основаны на “живом” полевом материале и представляют собой попытку этнографической реконструкции и антропологического анализа проявлений традиционной криминальности на примере ряда регионов и общностей Греции, Албании, Сардинии, России. Предлагаемый материал отличается новизной и до сих пор не затрагивался в научном дискурсе. В тематический блок вошли статьи С.А. Сидневой, А.А. Новика, О.Д. Фаис-Леутской, А.В. Черных, А.Д. Поташевой.



Феномен “μάγκας” в эмическом видении греков
Аннотация
Исследование посвящено особому социокультурному феномену μάγκας, сформировавшемуся в низовой среде греческих портовых городов в конце XIX – первой половине XX в. В этот период из-за обеднения деревенского населения в ходе урбанизации и его переселения в поисках лучшей доли в более крупные центры, но главным образом из-за Малоазийской катастрофы 1922 г., вызвавшей приток беженцев из Смирны (Измир) и ее окрестностей в Афины и Пирей, произошла криминализация портовых городов. Mάγκας – это сложнопереводимое на русский язык многозначное слово, которое со временем вышло за пределы своего изначально негативного значения. В данном случае наблюдаются эволюция и метаморфоза понятия: из деклассированного криминального или полукриминального элемента, бродяги, бездельника, временами вора и контрабандиста, завсегдатая дешевых теке – курилен гашиша в Пирее, противостоящего полиции, он превращается в бравого задиру-парня из народа, мало ценящего материальные блага, а иногда и в виртуозного музыканта и исполнителя своеобразного песенно-танцевального жанра “ребетика”, сыгравшего существенную роль в романтизации образа μάγκας. Традиционно в научной литературе большее внимание уделено особенностям жанра греческой ребетики, ее эволюции – от народной до авторской “блатной песни”, изначально презираемой и полузапрещенной в официальной культуре, а затем провозглашенной культурным достоянием Греции. В данной работе ракурс смещен на μάγκας – главного персонажа ребетики, на его бытование в определенной социальной среде и на его восприятие в греческом обществе.



О воровстве и криминале: социальные нормы и девиантные практики у албанцев Балкан
Аннотация
В исследовании в парадигме антропологии анализируются нарушения правовых, социальных, культурных и нравственных правил и отношение к этому в обществе Албании в конце ХХ – начале XXI в. Запад Балканского п-ва до настоящего времени не отказался от многих норм обычного права, в период османского господства сложившихся в устойчивую систему самоуправления и саморегуляции различных сообществ как регионального, так и общенационального уровня. Главный фокус исследования направлен на феномен воровства, за которое в некоторых случаях (воровство стад, самовольный перенос границ земельных участков и пр.) по древним канунам горцев было предусмотрено наказание смертью. В новых условиях, когда правовые нормы, помимо прочего, регулируются Уголовным кодексом страны, уже более 30 лет стремящейся к вступлению в Европейский Союз и длительное время гармонизирующей свое законодательство с законодательством объединенной Европы, воровство, разбой и бандитизм перестают быть занятиями, опасными для жизни. Тем не менее почти что “индульгенция” на государственном уровне не отменяет санкций коллектива на уровне локальном: мнение окружающих, репутационные потери, разрыв семейных и фисовых (родовых) отношений воспринимаются как неменьшее (“хуже смерти”) наказание большинством албанцев. Статья, помимо исторических источников, базируется на полевых материалах автора, осуществлявшего ежегодные экспедиционные исследования региона с 1990 по 2024 гг.



Практика скотокрадства в Сардинии: из прошлого в современность
Аннотация
В настоящей статье на примере Сардинии – архаичного и консервативного региона Италии – и ее центрального горного ареала Барбаджи рассматривается феномен скотокрадства в его исторической ретроспективе. Автор в процессе анализа этого явления опирается не столько на библиографические источники (изучающие его преимущественно в правовом ключе), сколько на собственные полевые материалы. Такой подход способствует объемному и многомерному видению сардинского скотокрадства, позволяет раскрыть его специфику, философию, место и роль в локальной культуре, выявляет его связи с древнейшим кодексом обычного права, со сводом норм поведения и с системой ценностей, сложившимися в регионе. Становится очевидным, что в народном эмическом видении скотокрадство часто рассматривается как вполне органичное социоэкономическому и культурному контекстам явление, иногда осуждаемое, но часто “декриминализируемое”, “героизируемое” и требующее от задействованных в нем акторов проявления высших человеческих качеств. Анализ традиции скотокрадства в Сардинии позволяет пролить свет на многие реалии этого европейского региона, на его вчерашний и сегодняшний день.



“Сами в карман не лезем, но дают – берем”: практики гадания у цыган-кэлдэраров России
Аннотация
В статье на полевом этнографическим материале исследуется одно из основных женских занятий цыган – гадание. На примере этнической группы кэлдэраров изучается специфика этой практики: ее коллективный и уличный характер. Наиболее распространенной формой гадания является наговор по руке – набор устойчивых словесных формул, использование которых варьируется в зависимости от клиента. Бытование гаданий осознавалось самими цыганами нелигитимным и не имеющим под собой реальных оснований, поэтому в культурной традиции кэлдэраров важным становилось осмысление “разрешенности” их (гаданий) свыше, достигавшееся обращением к текстам христианских легенд, повествующих об избранности цыганского народа и позволении ему заниматься гаданиями. Отмечается, что гадание как основная практика женщин сформировало свой комплекс обычаев, представлений и нарративов. В статье анализируются современное состояние и изменения, которые претерпели традиционные занятия цыган и в целом их образ жизни – то, как модернизация сказалась на их мобильности, бытовом укладе, сферах деятельности. Однако “прошлое” для этого народа по-прежнему остается идеалом “цыганской жизни” и служит важным фактором поддержания идентичности.



Севернорусская промысловая избушка: современные правила и нарушения
Аннотация
В полевом исследовании на материале интервью, записанных в с. Вожгора Лешуконского р-на Архангельской обл. в 2021–2024 гг., анализируются роль и место севернорусских промысловых изб в жизни локального охотничье-рыболовного сообщества. Промысловая изба, хозяев у которой обычно несколько, рассматривается как объект обычного права: чаще всего сын наследует ее от отца со всеми прилегающими угодьями. Совместное владение (и обслуживание) регулируется установленными сообществом правилами, нарушение которых влечет за собой закрытие избушек и, как следствие, конфликты как между “своими”, так и между “своими” и “чужими”. Автор описывает социальные взаимоотношения (взрослые и детские), выстраивающиеся вокруг избушек, анализирует сложившиеся правила, их нарушения, а также действия сообщества в ответ на трансгрессии. Последовательно показывая, что избушка является для вожгорских рыбаков и охотников местом идентичности, отношений и истории, автор называет ее “антропологическим местом” (термин М. Оже).



Дискуссия
Автобиографический нарратив Масао Миуры: несоветские практики в советском Казахстане
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу воспоминаний японца Масао Миуры о его жизни в СССР. Цель публикации – ввести в научный оборот воспоминания Миуры и показать, чем интересен его автобиографический текст. В статье анализируются поведенческие практики Миуры, его способы адаптации к новому социальному контексту; исследуются нарративные стратегии, которые он использует в своем рассказе о жизни репрессированных в сельском Казахстане; рассматриваются приводимые им сведения об островках архаичности в быстро модернизирующемся регионе. Миура – иностранец, чья социализация происходила в другой среде, – использовал для адаптации в сложных условиях “несоветские” практики, что помогло ему сделать успешную для спецпереселенца карьеру. Однако, когда с изменением политической ситуации у него появилась возможность самостоятельно выбирать свой путь, Миура снова вернулся к тем видам деятельности, которыми занимался на Сахалине еще ребенком: к охоте и рыбной ловле.



Мемуары Масао Миуры с точки зрения историка и антрополога
Аннотация
В публикации представлено обсуждение статьи Э.-Б.М. Гучиновой “Автобиографический нарратив Масао Миуры: несоветские практики в советском Казахстане”. В указанной статье автор вводит в научный оборот воспоминания японца, 56 лет прожившего в СССР, рассматривает нарративные особенности текста и анализирует “несоветские” практики, позволившие прошедшему лагерь иностранцу выжить и успешно адаптироваться в чужой стране. Проблема критического отношения к источнику и необходимости соотнесения его с другими документами той эпохи поднимается в комментарии С.П. Кима “Мемуары Масао Миуры как исторический источник”.



Историческая антропология
Податные” отношения в обществе юкатанских майя накануне конкисты (XVI в.): этнокультурный анализ
Аннотация
В статье рассматривается один из малоисследованных вопросов организации общества поздних юкатанских майя – податные отношения между правителями политий и населением. В статье делается акцент на культурном анализе сообщений о доиспанской “податной системе”, многие из которых, как показывает автор, на самом деле содержат отсылки к явным признакам более примитивных, известных по другим древним обществам экономических отношений – редистрибуции и престижной экономики. Вопросы престижной экономики исследовались на поздних этнологических материалах, касающихся майяских общин и муниципалитетов Мексики XVIII–XX вв. и описывающих отношения в организованных испанцами в XVI в. индейских кабильдо и кофрадиях. Эти материалы невозможно применить к изучению майя доколумбового периода. Однако данные, позволяющие реконструировать идеологию “примитивной экономики” (разработанную на примере народов Океании) периода конкисты есть, но в исследованиях им не принято уделять внимание. Автор предлагает поднять эту тему, проанализировав сообщения о доиспанской подати, или дани, у майя Юкатана.



Этнические миграции на Аляске и Алеутских островах в период Русской Америки
Аннотация
Этнические миграции – перемещения какого-либо народа или его части на новые территории вне традиционных этнических границ, играют заметную роль в истории и бывают весьма разнообразны. В этом нетрудно убедиться на примере Русской Америки – бывших колоний Российской империи, возникших на Алеутских островах и Аляске во второй половине XVIII в., а в 1867 г. проданных США. Здесь этнические миграции были связаны в основном с перемещениями: 1) русских и представителей других народов Российской империи с территории метрополии на Алеутские острова и Аляску; 2) местных зависимых туземцев – под воздействием русских; 3) независимых туземных групп. Двум первым вариантам был присущ организованный и по преимуществу принудительный характер. Многочисленные исторические данные свидетельствуют о том, что по сравнению с доконтактным периодом в годы существования Русской Америки возросли масштабы и интенсивность этнических миграций. Их результатом стали существенные демографические потери ряда этносов и этнических групп, изменение традиционных этнических границ и формирование новых этнических общностей, а также значительные изменения в культуре некоторых народов Аляски.



Статьи и материалы
“Вспоминая” советское прошлое: отношение к СССР в социальных медиа постсоветских стран
Аннотация
В центре внимания настоящей статьи находятся способы репрезентации советского прошлого в цифровых пространствах трех постсоветских государств: России, Казахстана и Узбекистана. Авторы стремились выяснить, в каких дискурсивных рамках предстает советское прошлое с точки зрения пользователей социальных сетей в трех указанных странах, поняв, как представления о советском прошлом встроены в образы желаемого будущего. Эмпирической базой выступают более пяти тыс. комментариев к постам, содержащим ключевое слово “СССР”, на крупнейших по количеству посетителей интернет-площадках в каждой из упомянутых стран. В ходе исследования выявлено два типа нарративов. Первый тип, который может быть условно обозначен как советско-ностальгический, содержит высказывания, где СССР предстает примером для подражания. Наиболее частотные темы в данном случае: социальная справедливость, “дружба народов”, победа в Великой Отечественной войне, индустриализация и стабильность/уверенность в завтрашнем дне. Второй тип нарративов – условно антисоветский: его образуют комментарии, поднимающие такие темы, как советские репрессии (коллективизация, голод, политически мотивированные массовые убийства), бедность, дефицит, неэффективная экономика и коррупция.



Трайбализм в Кении: “наша очередь есть”
Аннотация
В статье рассматривается этническая история Кении, в частности межплеменные отношения в кенийском обществе в заключительный период колониализма. Показано, что для исследования трайбализма, национального вопроса и федерализма в Африке и в мире, а также специфически странового варианта “африканского социализма” кенийское общество исторически оказалось одним из наиболее характерных объектов. Имея недолгий федеративный опыт накануне обретения независимости (в период маджимбо) и опыт унитаризма в годы независимости, в начале XXI в. Кения вновь обращается к децентрализации и к регионализму как принципу территориально-политического устройства. Некоторые исследователи полагают, что Кения возвращается к практике маджимбо, т.е. деволюции (регионализации полномочий), что в стране устанавливается “этнический федерализм”, когда административно-территориальное устройство подгоняется под племенной состав населения. Показана связь между выбором регионализма и возможностями и перспективами политического, экономического и культурного сосуществования разных племен в границах страны. Но происходящее в современной Кении, в том числе “этническую политику”, проводимую властями, невозможно понять без анализа колониального опыта.



Грозненский нефтепромышленный комплекс и трансформация этнической структуры городского населения в 1920–1940-е годы
Аннотация
Грозненский нефтепромышленный комплекс не только сыграл значительную роль в экономическом, политическом и культурном развитии Чечено-Ингушетии в конце XIX в. и в советский период, но и оказал влияние на изменение социальной структуры горских обществ и населения Грозного. В ходе реализации большевистской программы коренизации предполагалось сформировать прослойку рабочих, которая стала бы опорой советской власти в национальных регионах. Несмотря на все усилия партийных и руководящих органов ЧИАССР, эта работа принесла ощутимые результаты только в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Негативное влияние на процесс формирования чеченского пролетариата оказывали разделение Грозного и Чечни в ходе административно-территориального устройства на Северном Кавказе после Гражданской войны, ошибки местных комитетов ВКП(б) и руководителей предприятий в деятельности по вовлечению горцев в промышленное производство. В статье на основе анализа архивных документов и источников, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, предпринята попытка выявить особенности реализации проекта по преодолению отсталости Чечено-Ингушетии в индустриальной сфере и созданию национального пролетариата. Отмечается, что депортация чеченцев и ингушей в 1944 г. имела негативные последствия для социально-экономического и культурного развития автономии и, в частности, для Грозненского нефтекомплекса, поскольку промыслы и предприятия в одночасье лишились значительной части квалифицированных специалистов – представителей коренного населения.



Обычай взаимопомощи в мордовской деревне во второй половине XIX–XX в.
Аннотация
На основе ряда источников и полевых материалов освещается обычай взаимопомощи, связанный с хозяйственным бытом мордовских крестьян. Суть данного феномена состоит в оказании односельчанами коллективной безвозмездной помощи членам общины при выполнении видов сезонных работ, которые характеризовались сложностью, трудоемкостью, срочностью и, кроме того, требовали вовлечения большого числа рабочих рук. В частности, подобная практика была востребована при строительстве дома, в земледелии, животноводстве, при чрезвычайных обстоятельствах, организации обрядов, праздников и других мероприятий. Сельская община выступала хранительницей нравственных устоев, выполняя в социуме такие функции, как формирование, защита, передача из поколения в поколение эмпирических знаний и сельскохозяйственного опыта, а также играла заметную роль в выработке общественного мнения, в определенных ситуациях достаточно жестко контролируя поведение людей. Реализация рассматриваемого обычая отличалась строгим порядком действий, наблюдаемым и в наши дни: оповещение (приглашение), совместная работа, угощение помочан. Анализ имеющихся сведений показал, что в последние десятилетия XX в. обычай взаимопомощи подвергся серьезным изменениям и многие из видов помощи оказались невостребованными.



Критика, обзоры, рецензии
Ногайцы: энциклопедический свод этнокультурного наследия (рец. на: Ногайцы / Отв. ред. З.З. Зинеева, Р.Х. Керейтов, В.В. Трепавлов. М.: Наука, 2024. 736 с.)



О телесности и технологиях (рец. на: Bodies and Technoscience: Practices, Imaginaries and Materiality / Eds. S. Arnaldi, S. Crabu, A. Viteritti. Trieste: Edizioni Università di Trieste, 2024. 296 p.)


