Гигиеническая оценка инновационных образовательных технологий в начальной школе

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. В работе представлены гигиенические подходы к разработке методики гигиенической оценки педагогических технологий для безопасности здоровья обучающихся и эффективности для повышения качества образования. Целью исследования явилась гигиеническая оценка инновационных технологий обогащённого обучения в начальной школе. 

Материал и методы. Обследованы 125 детей начальных классов второго года обучения в двух образовательных организациях г. Иркутска. Одна группа детей обучалась по технологии обогащённого обучения (60 детей), вторая – по типовой общеобразовательной программе (65 детей). Изучены гигиенические факторы организации образовательного процесса с помощью методики оценки напряжённости учебного труда, условия организации образовательного процесса, а также тексты учебников на предмет удобочитаемости (индекс Флеша) и понимаемости текстов (показателя Фога). Полученные данные сопоставлены с основными критериями состояния нервно-психического развития детей: интеллектуальное развитие (по методике теста Равена с определением способностей к выделению взаимосвязей, аналогии, перегруппировки, разложению и прогрессивному изменению в матрицах фигур), умственная работоспособность (по методике В.Я. Анфимова), краткосрочная память (тест Рея). 

Результаты. Установлено, что при инновационной технологии обучения напряжённость учебного труда приближается к 3 степени тяжести учебного труда по критерию интеллектуальных нагрузок: 2,9 ± 0,16 баллов при технологии обогащённого обучения и 2,2 ± 0,09 балла в условиях обучения по типовой программе (р < 0,05). Статически выше были также показатели сенсорной и эмоциональной напряжённости учебного труда при технологии обогащённого обучения (р < 0,05). Увеличение напряжённости учебного труда сопровождалось снижением показателей интеллектуального развития, краткосрочной памяти и умственной работоспособности (р < 0,05). 

Выводы. Необходима комплексная гигиеническая оценка безопасности для здоровья и эффективности инновационных педагогических технологий на основе разработанной методики. Предложено допускать педагогическую технологию к использованию в образовательных организациях только после гигиенической экспертизы её апробации в образовательном процессе.

Об авторах

Владислав Ремирович Кучма

НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: kuchmavr@nczd.ru
ORCID iD: 0000-0002-1410-5546

Член-корреспондент РАН, доктор мед. наук, профессор, директор НИИ гигиены детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, 105064, г. Москва.

e-mail: kuchmavr@nczd.ru

Россия

Е. А. Ткачук

ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований» Министерства здравоохранения РФ

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-7525-2657
Россия

Н. В. Шишарина

ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет» Министерства образования РФ

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-2246-3407
Россия

О. Л. Подлиняев

ФГБОУ ВО «Иркутский Государственный Университет» Министерства образования РФ

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-6633-3997
Россия

Список литературы

  1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; 8: 32-7.
  2. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа. Фундаментальные исследования. 2011; 12 (3): 506-10.
  3. Колмагорова, А. В. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте. Психотерапия. 2007; 2: 13-4.
  4. Кучма, В. Р., Звездина И. В. , Жигарева Н. С. Медико-социальные аспекты формирования здоровья младших школьников. Вопросы современной педиатрии. 2008; 7 (4): 9-12.
  5. Ткачук Е.А. Показатели умственной работоспособности детей дошкольного возраста Иркутска в условиях информатизации общества. Казанский медицинский журнал. 2013; XСIV (6): 864-6.
  6. Ткачук Е.А., Мыльникова И.В., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников. Экология человека. 2014; 6: 20-4.
  7. Шишарина Н.В. Технология обогащающего обучения: теория и практика: учебно-методическое пособие. Иркутск: Изд. Иркут. гос. пед. ун-та; 2008; 204 с.
  8. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряженности учебного труда обучающихся (методические рекомендации). Иркутск; 2014; 24 с.
  9. Ткачук Е.А. Проблемы оценки учебных текстов (монография). Иркутск: Изд. ИрГТУ; 2009; 85 с.
  10. Ткачук Е.А. Оценка информационно-психологической безопасности школьных учебников. Профилактическая медицина. 2014; 51 (2): 69-72.
  11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение: ВЛАДОС. 1996. 529 с.
  12. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2008.
  13. Подлиняев О.Л. Эффективная память. Иркутск: изд. ИГУ; 2016; 199 с.
  14. Гафурова Н.В. Современные проблемы науки и образования. 2012; 3: URL: www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения: 08.03.2018).
  15. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды: научное издание. М.: Педагогика. 1989; 560 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Шишарина Н.В., Подлиняев О.Л., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.