Изучение показателя степени активности регуляторных систем у студентов вуза (на примере показателя степени централизации управления центральных уровней регуляции)
- Авторы: Пузырев В.Г.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 13-18
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 26.07.2025
- URL: https://modernonco.orscience.ru/2658-4514/article/view/688293
- DOI: https://doi.org/10.19163/2658-4514-2025-22-2-13-18
- ID: 688293
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В данной работе рассматривается степень централизации управления в контексте регуляторной активности, играющей важную роль в жизнедеятельности человека. Цель работы – выявление закономерностей и изменений в распределении показателя степени активности регуляторных систем между исследуемыми группами. Для оценки показателя активности регуляторных систем был использован метод вариационной пульсометрии, разработанный Институтом медико-биологических проблем РАМН. В исследовании приняли участие две группы: контрольная и студентов гуманитарного профиля, которые были распределены с учетом пола, возраста и курса обучения. Общее число респондентов составило 235 студентов. Значения возрастных показателей с учетом курса обучения составили: для 1 курса – (18,3 ± 2,1) года; для 3 курса – (20,5 ± 1,9) года; для 6 курса – (23,8 ± 2,2) года, соответственно, 1, 2, 3 возрастные градации. Анализ данных показал, что встречающимися показателями являлись постепенное и резкое снижение регуляторной активности, характерные для 37,98 и 37,43 % соответственно. При этом резкое снижение регуляторной активности наиболее выражено в группе студентов 1-го курса. Распределение участников по полу показало, что для мужчин наиболее характерно умеренное снижение активности регуляции, а для женщин – резкое снижение данного показателя, которое встречается у 36,95 и 43,68 % соответственно. Сравнение двух групп участников исследования показало, что нормальная регуляторная активность в контрольной группе встречается на 3,16 % чаще, чем в группе студентов. Проведенное исследование показало, что необходимо изучить и пересмотреть подходы управления и поддержки студентов в процессе обучения.
Полный текст
Анализ вариабельности сердечной системы позволяет определить активность различных компонентов, процессов регулирования физиологической целостности организма [1].
Одним из объективных критериев оценки текущего функционального состояния и физической подготовленности организма являются такие физиологические показатели, которые в первую очередь отражают функционирование регуляторных механизмов вегетативной нервной системы (ВНС), играют фундаментальную роль в управлении энергетическими и метаболическими процессами организма, отвечают за мобилизацию, снижают стресс, помогают восстанавливаться организму. Механизмы вегетативной регуляции являются основной адаптивной реакцией организма, что меняют условия окружающей среды, гомеостаз основных систем и определяют быстроту восстановительных процессов [2]. Так, увеличение физической нагрузки проявляется не только в повышении функциональных возможностей организма, но и в улучшении регуляторных механизмов, в интеграции моторной и вегетативной функций, а использование и внедрение в практику метода кардиоинтервалов позволяет получать информацию о состоянии нервной системы (НС) [3].
Одной из главных задач является управление активностью регуляции.
Данное исследование направлено на оценку, анализ показателей централизации управления среди студентов и контрольной группы, с учетом курса обучения, их гендерных и возрастных особенностей.
Обучение в высших учебных заведениях сопровождается эмоциональными, психологическими нагрузками, нарушением организации режима труда и отдыха, что определяет студентов как группу высокого риска. Поглощение нового материала, стремление к более высокой оценке необходимо для того, чтобы функциональные системы не подвергались риску возникновения функциональных сбоев, а именно нарушений деятельности функциональных систем организма.
Ответ на стресс является комплексной реакцией со стороны нервной системы (ВНС), которая напрямую играет решающую роль, и именно от состояния данной системы зависит и успешность обучения.
Тревога, возникающая у студентов в экзаменационное время, сопровождается повышением интенсивности адаптации, и, в свою очередь, снижением функциональности, в результате чего возникает дисрегуляция [4].
Некоторые исследователи полагают, что это связано с серьезной проблемой учебных заведений во всем мире [5]. Анализ сердечного ритма (ВСР) служит индикатором кровообращения, гемостаза, активности сердечно-сосудистых механизмов. Перенапряжение адаптивных механизмов является движущей силой многих физических патологий. Соотношения симпатического и парасимпатического воздействия значительно различаются на всех этапах онтогенеза. Важно, что на этот ритм влияют высшие регуляторные центры и структуры головного мозга. Они играют важную роль в процессах управления сердечным ритмом, в частности, в период внутриутробного развития. Биологическая функция в каждом периоде отражает активность и ритм регулирующих систем. Это открывает возможности для компьютерного анализа и позволяет получить объективные данные о состоянии ритма сердца, состояний нервной системы [6]. В конечном счете, подобная информация помогает оценить, насколько эффективны механизмы управления адаптационной системой организма.
Цель работы
Изучить динамику показателя степени централизации управления центральных уровней регуляции у студентов вуза с учетом гендерных данных, курса обучения и факторов риска.
Методика исследования
Для оценки показателя активности регуляторных систем организма применялся метод вариационной пульсометрии. Данная методика разработана и усовершенствована Институтом медико-биологических проблем РАМН [6].
Методика позволяет оценить адаптацию организма с возможностью оценки донозологических и преморбидных состояний. Одним из показателей данной оценки является показатель степени централизации управления центральных уровней регуляции.
На основании спектрального анализа сердечного ритма вычисляется показатель централизации с возможностью ранжирования по степени: нормальная активность регуляции; повышенная активность регуляции; умеренное снижение активности регуляции; резкое повышение активности регуляции; резкое снижение активности регуляции. Измеряется данный показатель в относительных единицах. В норме данный показатель составляет диапазон от 2 до 8.
Параллельно с электрокардиографическим исследованием (300 RR кардиоинтервалов) проводилось социально-гигиеническое исследование (анкетирование) на предмет выявления и оценки факторов риска. Было проведено исследование, в котором приняли участие студенты вуза.
Всего участвовало 235 студентов с распределением по курсу обучения и половой принадлежности: 1 курс обучения – 77 человек, из них 40 мужчин и 37 женщины; 3 курс обучения – 78 человека, из них – 42 мужчин и 36 женщин; 6 курс обучения – 80 человек, из них 38 мужчин и 42 женщины. Значения возрастных показателей с учетом курса обучения составили: для 1 курса – (18,3 ± 2,1) года; для 3 курса – (20,5 ± 1,9) года; для 6 курса – (23,8 ± 2,2) года, соответственно, 1, 2, 3 возрастные градации.
Контрольная группа была представлена идентичная по полу и возрасту контингента лиц, не участвующих в образовательном процессе высшего учебного заведения. Профессиональная деятельность не сопряжена с наличием профессиональной вредности.
Разработанная информационная база данных насчитывает 90 584 информационных единиц. Для обработки показателей применялись методы параметрической и непараметрической статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе исследования были изучены градации: нормальная активность регуляции; повышенная активность регуляции; умеренное снижение активности регуляции; резкое повышение активности регуляции; резкое снижение активности регуляции с учетом половозрастных категорий и курса обучения.
Анализ распределения показателей степени централизации управления в общей выборке установил, что умеренное снижение активности регуляции и резкое снижение активности регуляции являются превалирующими показателями, которые составляют 37,98 и 37,43 % соответственно.
Далее следует показатель нормальной активности регуляции – 13,40 %, повышенная активность регуляции составляет 9,49 %, резкое повышение активности регуляции – 1,67 %. Распределение изучаемых показателей с учетом курса обучения представлено в таблице.
Распределение показателей степени централизации управления в общей выборке с учетом курса обучения, %
Градации показателя | 1-й курс | 3-й курс | 6-й курс |
Нормальная активность регуляции | 10,39 | 15,79 | 15,62 |
Повышенная активность регуляции | 11,69 | 5,26 | 9,37 |
Умеренное снижение активности регуляции | 38,96 | 47,37 | 31,25 |
Резкое повышение активности регуляции | 1,30 | 2,63 | 1,56 |
Резкое снижение активности регуляции | 37,66 | 28,95 | 42,19 |
Анализ показателей степени централизации управления 1-курсников определил, что умеренное снижение активности регуляции и резкое снижение активности регуляции являются превалирующими показателями, которые составляют 38,96 и 37,66 %, далее следует повышенная активность регуляции со значением 11,69 %, показатель нормальной активности регуляции – 10,39 %, резкое повышение активности регуляции – 1,30 %.
Согласно распределению показателей степени централизации управления 3-курсников умеренное снижение активности регуляции является превалирующим показателем – 47,37 %, резкое снижение составляет 28,95 %, далее следует показатель нормальной активности регуляции – 15,79 %.
Согласно распределению показателей степени централизации управления у 6-го курса установлено, что умеренное снижение активности регуляции и резкое снижение активности регуляции являются превалирующими показателями, которые составляют 42,19 и 31,25 %, далее следует показатель нормальной активности регуляции – 15,62 %, повышенная активность регуляции составляет 9,37 %, резкое повышение активности регуляции – 1,56 %.
По данным распределения показателей степени централизации управления с учетом пола, умеренное снижение активности регуляции является превалирующим показателем среди мужчин, которое составляет 36,95 %, у женщин – показатель резкого снижения со значением 43,68 %. Следующим по распространенности у мужчин является показатель резкого снижения активности регуляции, который составляет 31,52 %, далее следуют показатели нормальной активности регуляции – 18,48 %, повышенной активности регуляции со значением 9,78 %, резкое повышение активности регуляции составляет 3,26 %.
У женщин показатель умеренного снижения активности регуляции составляет 39,08 %, далее следуют показатели повышенной активности регуляции – 9,19 %, нормальной активности регуляции – 8,04 %.
В 1-й и 2-й возрастных градациях умеренное и резкое снижение активности регуляции являются превалирующими показателями, которые составляют 38,96 и 37,66 % в градации 2, 37,25 % – в градации 3. Следующим по распространенности в 1-й возрастной градации является показатель повышенной активности регуляции – 11,69 %, в то время как в возрасте 20–30 лет – показатель нормальной активности со значением 15,69 %. Показатель резкого повышения в градациях 2 и 3 составляет 1,30 и 1,96 % соответственно.
Согласно распределению показателей степени централизации управления у мужчин с учетом возраста в 1-й возрастной градации превалирующим показателем является резкое снижение регуляции – 46,43 %, далее следует умеренное снижение со значением 28,57 %, показатель нормальной активности имеет значение 17,86 %, показатели повышенной активности и резкого снижения регуляции в градации 2 составляют 3,57 %.
В 3-й возрастной градации умеренное снижение активности регуляции является превалирующим показателем, который составляет 40,62 %, следующим по распространенности является показатель резкого снижения активности регуляции со значением 25 %, нормальная активность регуляции составляет 18,75 %, повышенная – 12,5%, резкое повышение – 3,12 %.
Согласно распределению показателей степени централизации управления у женщин, с учетом возраста, в 1-й возрастной градации показатель умеренного снижения активности регуляции является превалирующим и составляет 44,90 %, следующим по распространенности является показатель резкого снижения активности регуляции со значением 32,65 %. В 3-й возрастной градации резкое снижение активности регуляции составляет 57,9 %, далее следует показатель умеренного снижения активности регуляции со значением 31,58 %, нормальная активность регуляции составляет 10,53 %.
Анализ данных между двумя сопоставимыми группами: между контрольной и группой студентов, показал, что в контрольной группе у 16,56 % испытуемых наблюдалась нормальная регуляторная активность, что на 3,16 % выше, чем в группе студентов, где этот показатель составляет 13,4 %. Показатель повышенной регуляторной активности в контрольной группе составляет 10,83 %, а у студентов – 9,49 %. Умеренное снижение в контрольной группе было зафиксировано на уровне 20,38 % и значительно увеличилось у студентов до 37,98 %. В контрольной группе наблюдалось резкое повышение активности на 2,55 %, а у студентов – на 1,67 %. При проведенном анализе было зафиксировано резкое снижение регуляторной активности у участников контрольной группы со значением 49,68 %, что на 37,43 % выше, чем 12,25 % в группе студентов.
Анализ показал, что с учетом половой градации в контрольной группе нормальная активность регуляции у мужчин составляет 13,33 %, в то время как у женщин – 17,32 %. Что касается студентов, то аналогичные показатели для мужчин и женщин составляют 18,48 и 8,04 % соответственно. Регуляторная активность также различается: у мужчин в контрольной группе этот показатель составляет 16,66 %, а у женщин – 9,45 %. Для студентов мужского пола этот показатель составляет 9,78 %, для женщин – 9,19 %.
Умеренное снижение активности у мужчин составляет 13,33 % в контрольной группе и 22,04 % у студентов. У женщин эти показатели составляют 36,95 и 39,08 %. Резкое повышение активности наблюдается у мужчин со значением 6,66 % в контрольной группе, 1,57 % – у студентов, этот показатель отсутствует в группе студентов у женщин.
В настоящее время особую актуальность занимают исследования, позволяющие строить прогнозы. В данном случае прогнозирование наиболее оптимального показателя – нормальная активность центральных уровней регуляции – основывалось на результатах построения модели дискриминантной функции.
В данной модели оценивались показатели (факторы риска), имеющие статистически достоверные значения. Среди изученных многочисленных гигиенических факторов риска в данную модель вошли показатели половозрастные, экологического риска, массы тела, курения, уровня психо-эмоционального напряжения, отягощенности анамнеза, занятия физической культурой и спортом. В качестве основного критерия выступает рассчитанный показатель группового центроида. Степень приближения к значению группового центроида свидетельствует о благоприятном прогнозе – нормальная активность центральных уровней регуляции, либо об отрицательном прогнозе в виде резкого снижения активности центральных уровней регуляции. В построенной модели значение благоприятного исхода приближается к значению центроида 3,59 и 0,02 – исход неблагоприятный.
В качестве изучаемых факторов риска в данном исследовании выступили: Х1 (пол, 2 градации); Х2 (курс обучения, 3 градации); Х3 (экологический риск, 2 градации); Х4 (избыточный вес, 4 градации); Х5 (курение, 4 градации); Х6 (стресс, 3 градации); Х7 (отягощенность анамнеза, 2 градации); Х8 (занятия физической культурой и спортом, 2 градации).
Для каждого фактора риска был рассчитан показатель дискриминантной функции, который соотносился с показателями центроида. Так, факторы Х2, Х5, Х7 и их показатели максимально были приближены к значению центроида 0,02, что свидетельствует о сильном влиянии данных факторов риска на резкое снижение активности центральных уровней регуляции.
Заключение
Анализ показателей централизации управления по курсу исследования, полу, возрасту показал, что основными тенденциями являются умеренное и резкое снижение регуляторной деятельности.
Наибольшее снижение наблюдалось у первокурсников (38,96 %), резкое снижение анализируемого значения составило 37,66 %; на третьем курсе умеренное и резкое снижение показателя составило 47,37 и 42,19 % соответственно; на шестом курсе умеренное снижение составило 42,19 %. Анализируя гендерные различия, умеренное снижение (36,95 %) чаще встречается среди мужчин, а резкое снижение (43,68 %) – среди женщин. Подобная тенденция наблюдается в возрастных группах до 20 и 20–29 лет, где видны умеренное и резкое снижение активности.
Выявленные гигиенические факторы риска (пол, курс обучения, экологический риск, избыточный вес, курение, стресс, занятия физической культурой и спортом) были обработаны с помощью дискриминантного анализа, что позволило оценить влияние каждого из факторов риска, а также осуществить прогноз благоприятного (нормальная активность регуляции) и неблагоприятного исходов (резкое снижение активности регуляции).
Результаты исследования показали, что существует разница в показателях анализируемых групп в зависимости от курса, пола, возрастной группы и факторов риска развития децентрализации управления регуляторной деятельностью, что указывает на то, что можно изучить и пересмотреть подходы управления и поддержки студентов в процессе обучения.
Об авторах
Виктор Геннадьевич Пузырев
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: vgpuzyrev@mail.ru
кандидат медицинских наук, доцент
Россия, Санкт-ПетербургСписок литературы
- Пузырев В. Г., Ситдикова И. Д., Хузиханов Ф. В., Михайлова С. А., Иванова М. К., Ахметов А. М. и др. Изучение показа-телей вегетативного гомеостаза у студентов высших учебных заведений. Практическая медицина. 2024;22(4):151–154.
- Пузырев В. Г., Халфиев И. Н., Иванова А. С., Иванова М. К., Ситдикова И. Д., Санникова Ю. А. и др. Методологические аспекты донозологической диагностики в сфере экологии человека. Медицина и организация здравоохранения. 2022;7(4):74–79.
- Халфиев И. Н., Пузырев В. Г., Музаффарова М. Ш., Григорьева Л. В., Ситдикова И. Д., Шарапова О. В. и др. Влияние факторов техногенеза на формирование показателей заболеваемости городского населения. Медицина и организа-ция здравоохранения. 2022;7(1):51–59.
- Лебеденко А. А., Ершова И. Б., Левчин А. М. Особенности качества жизни первоклассников с учетом гендерных разли-чий и когнитивных способностей. Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2024;21(2):44–49.
- Копылов А. С., Попов В. И. Некоторые аспекты изучения качества жизни студентов медицинского профиля. Волгоград-ский научно-медицинский журнал. 2024;21(3):12–15.
- Баевский Р. М., Орлова О. И. Методы и приборы космической кардиологии на борту Международной космической станции. Монография. Государственный научный центр Российской Федерации-Институт медико-биологических про-блем РАН. Москва : Техносфера, 2016. 368 с.
Дополнительные файлы
