TRAINING EDUCATION STUDENTS IN CIVIC AND PATRIOTIC EDUCATION FOR SECONDARY SCHOOL STUDENTS: A MODEL


Cite item

Full Text

Abstract

Training education students of pedagogical universities how to organize civic-patriotic education in secondary schools is a relevant problem due to the latest socio-economic changes and the following revision of the main positions of higher pedagogical education. Based on the conceptual and terminological analysis, we determined a terminological series of basic concepts of the studied problem, such as civic consciousness, patriotism, civic-patriotic education in secondary school, training of education students in civic and patriotic education for secondary school children. Based on the analysis of the author’s positions on the process of training education students in civic and patriotic education for secondary school children, the main characteristics of such training were highlighted. The article presents the author’s definition of the concept of ‘training education students in civic and patriotic education for secondary school children’ that is understood as a training system (theoretical, methodological, practical), the purpose of which is the formation of competence reflecting the maturity of corresponding competencies in students. Based on the theoretical conceptualization of the studied problem, a process model for training education students in civic and patriotic education for secondary school children was created. The model, reflecting the essence and dynamics of the process under study, consists of values-motivational, content-activity and reflexive-corrective stages. The values-motivational component determines the activity that ensures the adoption of pedagogical and universal values that guide the internal emotional orientation of the behavior and activities of the future teacher. The content-activity component reflects the peculiarities of the process of training education students in civic and patriotic education for secondary school children. The ability for critical self-analysis and awareness of one’s activity on the basis of reflection characterizes the reflexive-corrective component. The methodological analysis of the phenomenon under study made it possible to single out the methodological foundations, such as systemic, activity-based and axiological approaches.

Full Text

В последние десятилетия в России развернулась работа по созданию системы формирования гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения на идеях демократического общества. В современном обществе проблема формирования гражданских качеств у молодежи приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, наблюдаются процессы демократизации и появление многопартийной системы, что создает определенные трудности в понимании молодым поколением сущности гражданственности, так как современная молодежь не прошла той школы гражданско-патриотического воспитания, которое выпало на долю старшего поколения. Современный этап реформирования образования требует того, чтобы формирование гражданских и патриотических качеств у молодежи стало специально организованным процессом, ориентированным на принятие гуманных, социально одобряемых общечеловеческих ценностей и образцов гражданского и патриотического поведения. Размышления о необходимости воспитания гражданских чувств встречаются в работах древних философов Греции и Рима: постулат о едином Вселенском разуме, в котором гражданственность и патриотизм рассматриваются как определенная причастность к нему. Все, что оторвано от вселенского, всеобщего, все, что индивидуально, по мнению философов, обречено на гибель и разложение. Демокритом гражданственность рассматривается в связи с организацией процесса воспитания. В этом плане речь идет о формировании такого качества личности, как гражданственность, через принятие общепринятых норм гражданского поведения и установок, а чувство долга и ответственность перед обществом делает процесс управления отношениями в этом обществе более эффективным, так как он связан с законами морали и нравственности [9]. Таким образом, устанавливается неразрывная связь между знанием гражданских норм и гражданскими поступками. Проведенный анализ научных источников позволяет констатировать тот факт, что в воспитательных концепциях философов Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, родной стране, а не самого по себе. Эпоха Возрождения (Франсиск Скорина, Франсуа Мари Вольтер и др.) характеризуется гуманистической направленностью; человек, который проходит различные этапы развития, прежде чем он станет гармонически развитой личностью, рассматривается как наивысшая ценность, и одной из важнейших морально-этических добродетелей человека является его любовь к Отечеству [8]. Русские просветители Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, касаясь вопросов организации воспитания, выделили в качестве главной цели формирование гражданственности и патриотизма, воспитание гражданина, который любит свою Родину, живет ее проблемами и пытается принять активное участие в общественных делах [3; 11; 18]. Такое воспитание предполагает свободу развития и, прежде всего, овладение общечеловеческими ценностями, такими как правда, добро, долг, ответственность перед Родиной и обществом и др., а также развитие самостоятельности в суждениях, трудолюбия, твердости воли, аскетизма [8]. После 1917 года в России вопрос формирования гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения приобрел особую актуальность и обновленное содержание. Новая идеология и новые цели коммунистического воспитания диктовали изменение содержания воспитания в целом и гражданско-патриотического воспитания в частности. Советская система воспитания и система гражданско-патриотического воспитания в том числе имела четкие отличия от дореволюционной системы воспитания в России. Это касалось прежде всего идеологических установок, целей, методических основ, т. е. содержания и методов, приемов, средств. В основе проблем, связанных с воспитанием советского гражданина и патриота, находились идеи научного коммунизма. В этот период гражданское воспитание было составляющей системы идейно-политического воспитания, которая была направлена на формирование коммунистического сознания, коллективистских навыков общения с развитым общественным мнением и полностью пронизана коммунистической идеологией. Все эти особенности распространялись и на область гражданско-патриотического воспитания молодого поколения. Известный педагог А.С. Макаренко уделял большое внимание формированию гражданственности в организации советской системы воспитания. Наряду с такими качествами, как смелость, мужество, честность, трудолюбие, он выделял гражданскую позицию воспитанника. А.С. Макаренко считал, что далеко не в героических поступках («героических вспышках») проявляется настоящая гражданственность, а в обыденной, нудной, шаблонной, неинтересной, кажущейся бесполезной работе. Настоящий гражданин, по его мнению, должен не только любить свою Родину, но и делать это осмысленно, быть образованным, профессионалом своего дела, обладающим чувством долга и чести, осознающим свое достоинство, быть бодрым и оптимистичным [7]. В.А. Сухомлинский делал акцент на формировании активной гражданской позиции через организацию эмоционально насыщенной, деятельной жизни, отношений в коллективе. По его мнению, самое глубокое впечатление на детей производит речевое воздействие педагога, который в своих рассказах раскрывает важнейшие для ребенка темы: человек и общество, свобода и угнетение, счастье и горе; и чем больше ребенок узнает об окружающем его мире, тем больше он связывает моральные принципы с действительностью [16]. Сегодня формирование гражданственности и патриотизма невозможно без учета современных тенденций развития образовательного процесса, в частности, его гуманизации. Она выступает в качестве общепризнанной идеи, не только задающей новый взгляд на современную ситуацию развития любого учебного заведения, но и ускоряющую развитие педагогической мысли в области решения вопросов гражданско-патриотического воспитания. Однако нужно отметить, что осуществление идеи гуманизации сталкивается с определенными трудностями: с неподготовленностью русского менталитета к применению гуманистического воспитания, с нежеланием преодолевать ранее сложившиеся и понятные стереотипы и развить национальный - гуманистический образ мышления, направленный на понимание и принятие общечеловеческих ценностей, одними из которых являются гражданственность и патриотизм. Проанализировав работы А. Маслоу, Д. Олпорта, К. Роджерса, мы пришли к следующим выводам: в основе гражданско-патриотического воспитания лежат общечеловеческие, непреходящие ценности; гражданское воспитание связано с процессом развития индивидуальности, со становлением своего «Я», с индивидуальной траекторией развития; существуют методы, средства и формы гражданско-патриотического воспитания общие для всех, но в то же самое время для каждого человека они индивидуальны; мотив вступать в общение с другими людьми является главенствующим [13]. Развивая идеи гражданско-патриотического воспитания, заложенные в трудах прошлого, современная педагогическая наука рассматривает формирование гражданственности и патриотизма как необходимую составную часть воспитания подрастающего поколения. Большинство ученых рассматривают гражданственность и патриотизм как интегративные качества личности, заключающиеся в любви к Родине, уважении к государственной власти, стремлении к миру, чувстве собственного достоинства и внутренней свободе, дисциплинированности и культуре межнационального общения. Становление гражданственности зависит от уровня развития общественного строя и общества, законов и закономерностей развития конкретного государства, уровня развития культуры (нравственной, политической, правовой и др.), субъективных обстоятельств (усилий педагогов, родителей, деятельности общественных организаций). Рядом исследователей проблема гражданско-патриотического воспитания рассматривается как составляющая нравственного воспитания. На наш взгляд, такой подход правомерен, поскольку нравственное воспитание - это большой пласт воспитательной работы, который включает, по мнению некоторых авторов, и такие задачи, как половое воспитание, экономическое и даже частично правовое. Изучение различных аспектов формирования гражданственности и патриотизма нашло отражение в целом ряде диссертационных работ, подготовленных в 1990-2000-х гг. Особое внимание проблеме воспитания гражданственности уделяет А.С. Гаязов, который, как и многие исследователи, рассматривает гражданственность как качество личности, раскрывающее структуру и сущность гражданской деятельности, которая им трактуется как особым образом организованное взаимодействие гражданина с обществом и государством [2]. Автор выделяет особенности российского патриотизма и гражданственности: державный и интернациональный характер, народность, нерационалистичность, высокая духовность. Особый интерес, на наш взгляд, представляет собой диссертационное исследование И.В. Суколенова, в котором он определяет принципы инвариантности системы образования в России, среди них - принцип общинности образа жизни русских, который отражает особенности ментальной и духовной организации русского народа, отражающий особенности социально-экономического жизненного уклада; принцип приоритета государственных интересов над личными; принцип приоритета национальной идеи, выражающийся в организации учебно-воспитательного процесса исходя из особенностей российской действительности [14]. На основании вышеизложенного гражданственность нами рассматривается в следующих аспектах: - мировоззренческий (знания, убеждения, моральные нормы, ценностные ориентации, идеалы др.); - поведенческий (действия, поступки, поведение и др.); - оценочный (нравственное, политическое, правовое самосознание, самостоятельность оценки, критичность мышления и др.) - культурный (культура чувств, общения, поведения др.). Вслед за Н.А. Паточкиной мы считаем, что школьные традиции способствуют формированию общих интересов и необходимых качеств личности. Подобные традиции формируют идейно-нравственную позицию школьников и организуют их жизнь таким образом, что у обучающихся вырабатываются творческие способности к быстрой и умелой социальной ориентировке. При этом у них развивается критическое мышление, в результате чего они становятся активными, информированными и заинтересованными участниками политического процесса [10]. Г.М. Суходолова делает акцент на патриотическом воспитании средствами туризма, к которым относит посещение краеведческого музея, экскурсии по родному краю, тематические выпуски газет, посвященные родине и родному краю, конкурсы рисунков на тему «Родина», радиопередачи и презентации, демонстрация видеофильмов. Итогом всех мероприятий может стать заключительный вечер и награждение учащихся, показавших знания о большой и малой родине [15]. На основании анализа исследований, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию школьников, можно выделить критерии патриотической воспитанности: наличие знаний; отношение к труду, участие в общественно-трудовой деятельности; отношение к людям, участие в общественно-полезной и военно-патриотической деятельности; отношение к себе (самовоспитание). Н.В. Ипполитова считает, что формирование гражданственности должно быть направлено на развитие у молодого поколения «любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию страны», т. е., по ее мнению, патриотизм является одним из компонентов гражданственности [4]. Появление в стране многопартийной системы делает проблему формирования гражданственности у подрастающего поколения особенно актуальной, т. к. идеи гражданственности берутся на вооружение партиями и движениями различного, часто противоположного направления. Это приводит к тому, что понятия «гражданственность», «гражданин» приобретают подчас негативный оттенок. Поэтому мы считаем необходимым переосмысление содержания «гражданственности» в новых социально-экономических условиях. А.Ф. Присяжная описывает опыт формирования гражданственности в США в сравнении с Россией. Во время организации учебно-воспитательного процесса в России учителя специально обращают внимание учащихся на ситуации, где проявляется моральный выбор - педагоги создают проблемные ситуации, организуют дискуссии, подводят учащихся к серьезному нравственному выводу [12]. Воспитание нравственности - важный элемент воспитательной работы любого учителя или классного руководителя в России. В то же время этот вопрос является спорным в других странах, т. к. на Западе считают, что нравственных систем много: даже общечеловеческие ценности могут быть «религиозными» и «нерелигиозными», нравственность может быть основана на коллективизме и на приоритете личности. На данном этапе в России руководствуются концепцией гуманистического воспитания, на Западе педагоги стараются влиять не на качества личности, а на качество деятельности, не вмешиваясь в личностную сферу. Для американцев, например, патриотизм стоит в ряду таких качеств, как национализм и интернационализм. Под национализмом понимается любая форма приоритета какой-либо нации. Этот приоритет не обязательно бывает корыстным. Например, любовь к Родине трактуется как выделение одной нации перед остальными. И соответственно, патриотизм совершенно не обязательно является положительным качеством. Интернационализм исключает какое-либо выделение одной нации перед другими, а значит патриотизм, т.е. приверженность в чувствах одной нации, не совместим с интернационализмом. В Америке можно выделить два подхода к решению вышеописанной проблемы. Старые, консервативные подходы предполагают более националистические (патриотические) позиции, которые пропагандируют интернационализм. В первую очередь, это связано с изменением социально-экономической ситуации в стране и образа жизни американцев. Раньше каждая семья вела оседлый образ жизни, люди из поколения в поколение жили в одной местности, а специальности переходили по наследству от отца к сыну. Современная Америка - кочующая. Каждая семья переезжает с места на место, получая новые назначения. Дети, отделяясь от родителей, ведут самостоятельную жизнь, тоже разъезжая по стране, поэтому некоторая сентиментальность по отношению к определенной местности даже старомодна. Интернационализм, в свою очередь, является основой американской демократии. И сегодняшние учителя дают школьникам возможность почувствовать гордость за американскую демократию, что является компромиссом между национализмом и интернационализмом. На основании анализа становления и развития проблемы воспитания гражданственности за рубежом можно сделать вывод, что существует многовариантность решения проблемы гражданского воспитания, которая основывается на демократических характеристиках развитых государств Запада. Анализ первоисточников, посвященных проблеме гражданско-патриотического воспитания, позволяет нам сделать вывод о недостаточной разработанности ряда аспектов. Это заставляет по-новому посмотреть на проблему воспитания гражданственности и патриотизма у школьников средней общеобразовательной школы. Взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства определяют содержание и сущность гражданственности и патриотизма, а также особенности организации процесса гражданско-патриотического воспитания. Мы считаем, что понятие «патриотизм» является частью понятия «гражданственность». Под гражданственностью мы понимаем интегративное качество личности, заключающееся в любви к Родине, уважении к государственной власти, культуре межнационального общения и стремлении к миру, которое определяется объективными закономерностями развития общества, особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры в нем, субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций. Под гражданско-патриотическим воспитанием нами понимается целенаправленное взаимодействие педагога и обучаемых, результатом которого является формирование гражданственности и патриотизма [5]. Существуют различные классификации моделей воспитания, самыми распространенными являются структурно-функциональные, процессные, образовательные, компетентностные и др. [19]. Исходя из особенностей процесса гражданско-патриотического воспитания обучающихся, мы выбрали процессную модель, отличительной чертой которой является представление последователь¬ности перехода исследуемого явления из одного состояния в другое. Представление процесса подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию в школе в процессной модели осуществляется нами через демонстрацию ее структуры. Говоря о структуре процесса, мы имеем в виду серию поперечных сечений, являющихся в некотором смысле его переломными моментами, этапами, последовательными состояниями. Каждый последующий этап характеризуется теми или иными изменениями по сравнению с ранее пройденными: у объекта могут появиться новые или исчезнуть существующие качества, произойти замена одних качеств другими. Представление каждого этапа процесса подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию в школе в соответствии с указанными позициями позволяет последовательно рассмотреть его содержание, обосновать переход от одного этапа к другому, выявить направления развития в целом и понять, за счет чего получен описанный результат функционирования данного процесса. В то же время для процесса подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников характерны устойчивость, сохранение сущности объекта, так как остаются неизменными его существенные стороны: закономерные связи, элементы структуры, особенности функционирования как целого и т. д. Выделяя элементы гражданско-патриотического воспитания школьников, необходимо отметить следующее. Основой формирования гражданского сознания подрастающего поколения является непосредственно практическая деятельность, направленная на сохранение малой и большой родины. Именно в процессе гражданско-патриотического воспитания школьники на своем опыте убеждаются в истинности идей, вырабатывают свои убеждения и проявляют чувства. Гражданские убеждения основываются на сумме знаний, полученных школьниками в процессе изучения основ наук и практической деятельности. Усвоение знаний об общественных явлениях, нравственных качествах человека - необходимая предпосылка, чтобы научить воспитанников правильно оценивать не только собственное поведение, но и действия других людей, понимать свой долг. Эти знания расширяются и дополняются в ходе экскурсоводческой работы и служат фундаментом для формирования гражданских убеждений, но, не связанные с практической деятельностью, они не могут обеспечить высокой идейности. Знания становятся действенными, превращаются в личностные убеждения лишь в процессе общественно полезной деятельности учащихся. Но поступки воспитанников служат одновременно и критерием убежденности. Чувства также имеют большое значение в гражданско-патриотическом воспитании, что обусловлено соотношением эмоционального и рационально-познавательного аспектов ценностного отношения. Воздействие на чувства учащихся, вызывание глубоких эмоциональных переживаний способствует успеху любой воспитательной работы - глубоко прочувствованные знания превращаются в убеждения. Таким образом, гражданские чувства и убеждения воплощаются в гражданские идеи, чувства и их практические проявления. Для демонстрации содержания исследуемого процесса в целом, а также каждого отдельного этапа целесообразно характеризовать: целевые ориентации, содержание и особенности деятельности субъектов, методы, формы и средства работы, показатели эффективности, полученный результат. Модель подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников I этап - мотивационно-ценностный. 1 шаг - отбор студентами методов и приемов гражданско-патриотического воспитания; вступительная беседа с обучаемыми о важности воспитания гражданских чувств и убеждений. II шаг - составление перечня терминов, слов и выражений, которые могут вызвать затруднения при понимании содержания гражданско-патриотического воспитания, например, «национализм», «шовинизм», «интернационализм», «ксенофобия» и др., т. е. тех понятий, которые сопряжены с понятием «гражданственность». III шаг - разработка определенной системы деятельности для дальнейшей организации процесса гражданско-патриотического воспитания школьников. С точки зрения процесса воспитания мотивационный компонент представляет собой внутреннее устремление обучающегося на приобретение субъектного опыта в области гражданско-патриотического воспитания. II этап - содержательно-деятельностный - предполагает подготовку студентов педагогических вузов к организации процесса гражданско-патриотического воспитания школьников. I шаг - использование разнообразных форм гражданского воспитания, предлагаемых турфирмами, прежде всего экскурсий как основных форм экскурсоводческой работы. Экскурсии могут быть классифицированы по содержанию, составу участников, месту проведения, способу проведения, способу передвижения, форме проведения. По содержанию экскурсии бывают обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, являются многотемными («Прошлое, настоящее и будущее Челябинска», «По историческим и памятным местам Челябинска», «Город мой - гордость моя», «Челябинск в двух веках» и т. д.). В таких экскурсиях используется исторический и современный материал. Тематические экскурсии посвящены раскрытию одной темы. Если это историческая экскурсия, то в основу ее положено одно значительное событие или несколько событий, объединенных одной темой. Тематические экскурсии в свою очередь подразделяются на 7 групп: исторические, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градостроительные. Кроме того, исторические экскурсии подразделяются на подгруппы: историко-краеведческие («Оренбургское казачье войско»), археологические и этнографические («Их именами названы улицы», «Зюраткульский национальный парк», «Ильменский заповедник» и др.). II шаг - создание педагогических ситуаций для реализации гражданской позиции школьников в рамках творческой деятельности: - дискуссии на темы: «Что мешает мне проявлять гражданскую позицию»; «Россия - многонациональная держава»; «Я - участник гражданских акций»; «Иностранные рабочие решат проблему кадров в России»; «В России должны быть закрыты все АЭС»; «Сибирь - сырьевой придаток европейской части России» и др.; - создание собственного словаря «Мой гражданский словарь», авторских карт с новой или проблемной тематикой; - написание рефератов и сочинений на темы, связанные с гражданственностью и патриотизмом; - школьный конкурс фотографий «Я познаю родной край и Россию». III шаг - взаимосвязь экскурсионной деятельности и гражданского воспитания в школе: - изучение тем: «Крупные заводы на Урале», «Челябинск в годы Гражданской войны», «Челябинск в годы Великой Отечественной войны» и др. (уроки истории); - ведение дневников наблюдения за погодой; экскурсии в геологический музей и др. (уроки географии); - экскурсии по театрам Челябинска (уроки литературы, истории, ИЗО, МХК) и др. Третий этап - рефлексивно-коррекционный. На этом этапе реализуется мониторинговая деятельность преподавателя по определению уровня сформированности соответствующих компетенций у студентов. I шаг - диагностика эффективности процесса управления гражданско-патриотическим воспитанием школьников. Для определения эффективности этого процесса необходимы выделение, анализ, учет и оценка факторов, оказывающих влияние на данный процесс, выявление их устойчивости, периодичности. Кроме того, нужна интерпретация полученной информации, проверка ее полноты и точности, корректировка предварительных заключений. Инструментарием на данном шаге являются критерии и уровни сформированности компетенций. При реализации данного компонента может быть использована маркировочная таблица для самооценки деятельности обучающихся, которая включает несколько граф с параметрами для оценивания. II шаг - прогнозирование и перспективное планирование педагогической деятельности по совершенствованию процесса подготовки студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Прогнозирование дальнейших тенденций развития данного процесса осуществляется с учетом реальных возможностей образовательного процесса. На данном шаге прогнозирование рассматривается как ближайшее и актуальное.
×

About the authors

N. S. Shkitina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Ph.D.

N. S. Kasatkina

South Ural State Humanitarian Pedagogical University

Ph.D.

References

  1. Власова Е. Л. Критерии и параметры современного гражданского образования // Вестник университета российской академии образования. 2011. № 1. С. 142-144.
  2. Гаязов А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина. М., 2006.
  3. Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений в шести томах. Т. 3. М., 1936.
  4. Ипполитова Н. А. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в современных условиях // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2016. № 4. С. 9-15. http://dx.doi.org/10.14529/ped160401
  5. Касаткина Н. С., Немудрая Е. Ю., Циулина М. В., Шкитина Н. С. Подготовка студентов педагогических вузов к гражданско-патриотическому воспитанию школьников // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 6 (172). С. 117-121.
  6. Лебедева О. В. Мониторинг тенденций развития идей гражданского образования в отечественной педагогике XIX-XX веков // Стандарты и мониторинг в образовании. 2003. № 5. С. 47-54.
  7. Макаренко А. С. О воспитании. М., 1990.
  8. Салимова К. И. Основные направления и тенденции развития педагогической науки в конце 19 - начале 20 вв. М., 1980.
  9. Салимова К. И. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и средневекового Востока. М., 1988.
  10. Паточкина Н. А., Калугина Т. А. Роль инновационных технологий обучения в формировании профессиональных компетенций студентов ГБОУ ВПО ЧелГМА Минздравсоцразвития России // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: Материалы III научно-практической конференции (г. Челябинск, 2012 г.). Челябинск, 2011. С. 75-77.
  11. Писарев Д. И. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М., 1956.
  12. Присяжная А. Ф. Какой быть школе информационного века, или 22 вопроса после научной работы в США. Челябинск, 1996.
  13. Роджерс К. Р., Дорфман Э., Хоббс Н., Гордон Т. Клиенто-центрированная терапия. М., Киев, 1997.
  14. Суколенов И. В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждениях России: историко-педагогические аспекты: дисc. … д-р пед. наук. М., 2001.
  15. Суходолова Г. М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи и общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: автореф. дисc. … канд. пед. наук. Челябинск, 1975.
  16. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5-ти томах. Т. 2. Киев, 1979.
  17. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
  18. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 15-ти томах. Т. 5. М., 1950.
  19. Яковлева Н. О. Концепция педагогического проектирования: методологические аспекты. М., 2002.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies