ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью статьи является рассмотрение проблемы подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла. В задачи исследования входит изучение понятия речевого этикета, определение его структуры, разработка направлений подготовки студентов педагогических специальностей к обучению речевому этикету. Исследование базируется на многоуровневой методологии, включающей системный, аксиологический и личностно ориентированный научные подходы. Основные результаты включают изучение понятия этикета в дидактическом аспекте, рассмотрение структуры подготовленности учащихся в области этикета, исследование процесса подготовки будущих учителей к обучению школьников этикету. Выводы статьи включают описание структуры подготовленности, в которую входят знания правил речевого этикета, умения употребления основных этикетных выражений, личностные качества ученика (толерантность к иному мнению, вежливость); а также описание содержания подготовки студентов педагогических специальностей, реализуемой через систему и включающей аудиторные занятия, внеаудиторную работу, процесс педагогической практики. Оригинальность и ценность полученных данных заключается в разработке целостной системы подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла. Практическая значимость работы состоит в том, что предложены практические наработки по подготовке студентов к обучению школьников речевому этикету на примере дисциплин языкового цикла. Дальнейшее изучение проблемы возможно по линии интеграции учебных предметов, создания спецкурсов по обозначенной проблеме.

Полный текст

Решение проблем образования начинается с подготовки педагогов [8]. Современная профессиональная подготовка будущих учителей отвечает требованиям только в том случае, если молодые специалисты умеют обеспечить личностные результаты обучения школьников. При этом они также должны готовить учащихся так, чтобы показать высокие предметные результаты. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. (ст. 66, п. 2) устанавливает следующее требование: «Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса, <…> высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, <…> развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению)». Чтобы успешно соединить в подготовке будущего учителя предметную и воспитательную составляющие, необходимо вести целенаправленную работу по профессиональному воспитанию студентов [5]. Одним из аспектов профессионального воспитания является подготовка студентов к обучению школьников речевому этикету. Такая подготовка соответствует требованиям, предъявляемым государством к учителю и направлениям его работы, поскольку формирует духовно-нравственные императивы личности, развивает его камертонную культуру [12]. Подготовка студентов к обучению школьников речевому этикету позволяет решить вопрос обучения школьников иноязычному общению, а также сформировать личность ученика. Разрабатывая проблему подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла, обратимся к современной педагогической литературе по данному вопросу. Отдельные вопросы формирования речевого этикета учащихся, студентов рассматривались в работах М.Э. Мосесовой, А.А. Баталова, Т.В. Гусейновой, А.В. Кореневой и др. В частности, дано определение этикета, рассмотрены особенности английского этикета повседневного и делового общения [13], проанализированы мотивы и речевые особенности этикета [2], подытожены правила речевого этикета педагога [7], изучены отдельные вопросы работы над речевым этикетом на занятиях по русскому языку в начальной школе [3], а также по иностранному языку в основной школе [9] и в университете [4], описаны средства и методы обучения этикету школьников [16], предложены конкретные задания для формирования речевого этикета школьников [11]. Данные исследования создают прочную базу для разработки вопроса подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла. В настоящей статье мы дадим определение речевого этикета, рассмотрим его структуру и, исходя из этого, исследуем структуру подготовленности будущих учителей к обучению школьников речевому этикету, разработаем систему подготовки студентов к обучению школьников речевому этикету на предметах языкового цикла. Решая первую задачу исследования, за рабочее определение речевого этикета примем следующее: «система требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать вербальный (а зачастую и невербальный) контакт с другим человеком в определенной ситуации» [13]. Изучая структуру этикета, обратимся к ранее проведенным исследованиям ученых, которые включают в состав этикета правила языкового и речевого общения [2; 11], мимику и жесты [13], профессионально значимые личностные качества [7]. Основываясь на данных исследованиях, в структуре речевого этикета выделим знания, умения, ценности. Знания как компонент этикета предполагают освоение правил, норм вербального и невербального контакта. Например, когда нужно подать руку для рукопожатия самому, и когда нужно подождать, чтобы Вам протянули руку; кого из собеседников представить первым; когда нужно встать; как обратиться к собеседнику, основываясь на правилах этикета данной культуры и т. д. Умения как компонент означают сформированные автоматизированные реакции собеседника в процессе трех видов общения: деловой коммуникации, общения с целью воздействия на собеседника и эмпатического диалога. К умениям относится спонтанная речевая реакция при употреблении основных этикетных выражений и формул. Ценности, будучи компонентом этикета, включают такие конструкты, как уважение к собеседнику, уважение к культуре страны изучаемого языка (и соблюдение правил этой культуры), самоуважение, толерантное отношение к чужому мнению и т. д. Основываясь на структуре этикета, выделим структурные компоненты подготовки будущих учителей к обучению школьников речевому этикету. Подготовленность также рассмотрим, исходя из наличия в ее структуре знаниевого компонента, аксиологического компонента, а также компонента умений. Компонент «знания» включает в себя знания правил речевого этикета; компонент «умения» состоит из умений употребления основных этикетных выражений и умений организации речевого общения на уроке; аксиологический компонент предполагает формирование профессионально важных личностных качеств студента (уважение к личности ученика, толерантность, вежливость). Определив структуру изучаемого явления, перейдем к описанию содержания подготовки студентов педагогических специальностей к обучению школьников речевому этикету. Для этого рассмотрим методологию исследования. В данной работе мы применяем уровневую концепцию построения методологии [20]. В качестве общенаучного подхода мы применили системный подход [15; 17]. В контексте данного подхода подготовка будущих учителей к обучению школьников речевому этикету представляет собой подсистему профессиональной подготовки будущих учителей предметов языкового цикла. Целью, результатом и эмерджентным качеством данной системы является подготовленность студентов к обучению школьников речевому этикету. Подготовка будущих учителей осуществляется путем реализации трех этапов: учебно-подготовительного, содержание которого предполагает овладение студентами речевым этикетом; репродуктивного, который предполагает «действия по аналогии», обучение студентов приемам и заданиям для обучения этикету школьников; продуктивного, предполагающего самостоятельное творческое применение полученных навыков в обучении учащихся. Средствами подготовки будущих учителей являются учебные пособия, методические разработки, технические средства. Методы подготовки - имитационные и игровые упражнения, проектная деятельность, презентация и др. На основе положений аксиологического подхода [6; 10; 19] мы выделили ценности, входящие в понятие этикета, а также профессионально важные личностные качества, необходимые учителю для обучения школьников речевому этикету. В результате была конкретизирована структура подготовленности будущих учителей к обучению школьников речевому этикету. Данный подход является научной стратегией исследования. В качестве практико-ориентированной тактики мы выбрали личностно ориентированный подход [1], позволяющий правильно построить общение учителя и учеников в процессе обучения. Как следует из методологических посылок, содержание подготовки будущих учителей к обучению школьников речевому этикету представляет собой систему, которая реализуется в процессе аудиторных занятий, внеаудиторной работы, педагогической практики. Система состоит из трех компонентов: нормативно-содержательного, технологического и оценочного. Нормативно-содержательный компонент связывает систему с нормативно-правовой базой подготовки будущих учителей, выполняет управленческую функцию по отношению ко всей системе. Технологический компонент отвечает за обучение студентов знаниевому компоненту подготовленности, за формирование умений и профессионально важных личностных качеств, входящих в подготовленность. В данном компоненте реализуются три этапа подготовки, описанные выше (учебно-подготовительный, репродуктивный, продуктивный). Важной составляющей является формирование профессионально важных личностных качеств студента. Разрабатывая аксиологические задания, мы опираемся на рекомендации педагогов [21; 24; 25]. Реализация системы проходит аудиторные занятия, внеаудиторную работу, процесс педагогической практики. Аудиторные занятия включают задания, направленные на подготовку студентов к обучению школьников речевому этикету. Задания носят интегрированный характер, т. е. одновременно ставится задача как обучения студента иностранному языку, так и воспитания этикета. В данном случае наша идея созвучна научным взглядам педагогов [14]. Примером задания на учебно-подготовительном этапе является следующее: «составьте диалог в процессе знакомства на конференции, используйте типичные для официального знакомства этикетные выражения». На репродуктивном этапе подготовки типичное задание может быть сформулировано следующим образом: «разработайте задания для диалогической речи школьников, основываясь на данных образцах». На продуктивном этапе работы формулировка задания меняется следующим образом: «составьте упражнение на этикетный диалог по теме, которую Вы преподаете в школе в период педагогической практики». Внеаудиторная работа предполагает систему мероприятий, целый ряд которых освещался в наших публикациях [22]. Весь накопленный багаж заданий, упражнений и мероприятий реализуется студентами в период педагогической практики. Оценочный компонент выполняет функцию текущего контроля. В этом компоненте определяется уровень подготовленности студентов к обучению школьников этикету. Он осуществляется в виде опросов для оценки знаний и умений, заданий по планированию и показу фрагментов уроков для оценки всех трех компонентов подготовленности, а также методом беседы для дополнительной оценки профессионально важных личностных качеств. В результате диагностики констатируется переход будущего учителя на более высокий уровень подготовленности или проводится коррекция. Оценка уровня подготовленности студентов к обучению школьников речевому этикету предполагает сбор данных по сформированности знаний, умений и профессионально личностных качеств, входящих в ее состав. Реализуя описанную выше систему, мы получили следующие результаты. Из 96 студентов, участвующих в мониторинге, в начале работы 35 имели средний уровень подготовленности, остальные - низкий. После реализации системы 17 человек показали высокий уровень подготовленности, 58 - средний. На низком уровне остался 21 человек. Таким образом, можно констатировать положительную динамику в подготовке студентов. Поскольку работа еще продолжается, а в представленной выше системе предусмотрена коррекция, достигнутый результат не рассматривается как окончательный, работа проводится дальше. Современное профессиональное образование вообще и педагогическое в частности основано на непрерывной профессиональной подготовке [23], поэтому описанная система разработана с учетом возможности использования ее на курсах повышения квалификации. Это даст возможность научить работающих педагогов овладеть совокупностью приемов и заданий, необходимых для формирования речевого этикета школьников.
×

Об авторах

А. Ф. Матушак

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

д-р пед. наук

Н. Е. Почиталкина

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

канд. филол. наук

Д. С. Беспалова

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

канд. филол. наук

Список литературы

  1. Атанов Г. А. Личностно ориентированное обучение с точки зрения деятельного подхода // Дидактика математики: проблемы и исследования. 2005. № 24. С. 14-18.
  2. Баталов А. А. Языковая и речевая природа средств речевого этикета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2016. № 3. С. 79-85.
  3. Бондаренко А. А. Речевой этикет в современной школе // Начальная школа. 2013. № 1. С. 21-28.
  4. Брулёва Ф. Г. Обучение иностранных студентов русскому речевому этикету // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 7. С. 20-23.
  5. Буянова Г. В. Основные направления воспитательной деятельности в системе современного высшего образования // Перспективы науки и образования. 2019. № 1(37). С. 37-50. https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.3
  6. Вершинина Л. В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара,. 2003.
  7. Гусейнова Т. В. Речевой этикет преподавателя // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2014. № 1. С. 105-109.
  8. Зеер Э. Ф., Третьякова В. С., Мирошниченко В. И. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 6. С. 93-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-93-121
  9. Иванова А. Н. Роль речевого этикета в обучении иностранному языку // Актуальные вопросы преподавания иностранных языков: Сб. материалов международной научно-практической конференции (г. Якутск, 19-21 июня 2014 г.). Киров, 2014. С. 60-64.
  10. Кирьякова А. В. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении. М., 2004.
  11. Коренева А. В. Уроки совершенствования коммуникативных умений в системе обучения речевому этикету // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. № 2 (февраль). С. 41-45.
  12. Маджуга А. Г., Воровщиков С. Г., Головнева Е. В., Салимова Р. М. Камертонная культура человека: концептуальные подходы к изучению феномена // Перспективы науки и образования. 2019. № 6(42). С. 20-30. https://doi.org/10.32744/pse.2019.6.2
  13. Мосесова М. Э. Речевой этикет - неотъемлемый элемент речевой коммуникации // Язык, культура, общество: Материалы межвузовской научно-методической конференции, посвященной 85-летию образования кафедры иностранных языков Кубанского государственного аграрного университета (г. Краснодар, 05 февраля 2016 г.). Краснодар, 2016. С. 38-46.
  14. Пименова Т. С. Проблемы обучения речевому этикету в курсе иностранного языка: модель взаимосвязанного обучения языку и культуре // Филология и культура. 2014. № 1(35). С. 292-296.
  15. Прангишвили И.В. Системный подход и общесистемные закономерности. М., 2000.
  16. Таубалдиева Ж. Средства, методы и приемы обучения речевому этикету // Молодой ученый. 2013. № 1. С. 371-374.
  17. Трушникова Т. Г. Системный подход в педагогике как инновационная основа формирования образовательного пространства // Человек и образование. 2006. № 7. С. 71-72.
  18. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». https://clck.ru/PZw5H
  19. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Аксиологический подход в педагогическом исследовании: сущность, значение, проблемы реализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2010. № 3. С. 85-92.
  20. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М., 2006.
  21. Kulikova T. I., Shalaginova K. S., Zalygaeva C. A., Dekina E. V. Dynamics of Students' Axiological Orientations in the Learning Process at Pedagogical University // European Journal of Contemporary Education. 2019. №8 (3). P. 534-541. https://doi.org/10.13187/ejced.2019.3.534
  22. Matuszak A., Matuszak Z. Comments on Adult Education // Management Systems in Production Engineering. 2013. № 3(11). Р. 28-32.
  23. Matuszak A., Pavlova O., Kalugina E., Kusarbaev R., Uvarina N. Educating Teachers-to-Be To Conduct Extracurricular Activities At School // Espacios. 2019. №40 (44). https://clck.ru/PzGqP
  24. Naumenko E. A., Naumenko O. N. Pedagogical Experience on Formation of Tolerant and Multicultural Consciousness of Students // European Journal of Contemporary Education. 2016. № 17 (3). P. 335-343. https://doi.org/10.13187/ejced.2016.17.335
  25. Suswandari Incorporating Beliefs, Values and Local Wisdom of Betawi Culture in a Character - Based Education through a Design - Based Research // European Journal of Contemporary Education. 2017. № 6(3). Р. 574-585. https://doi.org/0.13187/ejced.2017.3.574

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах