REALIZATsIYa PROEKTA PO FORMIROVANIYu PROFESSIONAL'NO ZNAChIMYKh KAChESTV BUDUShchIKh BAKALAVROV EKONOMIKI


Cite item

Full Text

Abstract

Предметом исследования является формирование профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики. Объект исследования - профессиональная подготовка будущих бакалавров экономики. Цель работы - показать возможности проектного управления в формировании профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики. Актуальность работы обусловлена тем, что современный рынок труда стремительно меняется под воздействием цифровой экономики, следовательно, возникает необходимость оперативного реагирования организаций высшего образования на проблему подготовки конкурентоспособных профессионалов. В статье содержится описание реализации проекта по решению указанной проблемы. Обосновывается матрица профессионально значимых качеств, основу которой составляют качества-отношения, индивидуально-личностные качества, специальные способности и качества, а также социально-личностные качества. Содержание данных кластеров коррелирует с soft skills, аккумулирующим требования цифровой экономики, что выражается в артикуляции критического мышления, командных навыков, клиентоориентированности и т. д. В ходе реализации проекта достижение поставленной цели осуществлялось посредством такого системного механизма, как скрытый куррикулум, представляющего собой надстройку над учебным планом. В качестве механизмов контроля и самоконтроля в ходе проектной деятельности были применены технологии портфолио и индивидуального маршрута профессионального развития студента. Проведение диагностических процедур доказало эффективность данной практики. В ходе диагностики удалось установить большую динамику развития специальных и социально-личностных способностей и качеств. На этапе постпроектной деятельности предполагается тиражирование данной практики в ходе реализации образовательных программ бакалавриата по менеджменту, управлению персоналом, торговому делу, государственному и муниципальному управлению.

Full Text

Одним из ключевых направлений развития высшего образования является поиск эффективных механизмов обеспечения профессиональной подготовки конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда. С одной стороны, общесистемным локомотивом решения данной проблемы рассматривается компетентностный подход. С другой стороны, для современного рынка труда характерны стремительные изменения атласа востребованных профессий и набора компетенций конкурентоспособного специалиста. В частности, отмечается трансформация требований к современному профессионалу в связи с цифровизацией мировой и отечественной экономики. Переход экономики «в цифру» обусловлен растущим доминированием IT-технологий во всех сферах жизни и производства, и прежде всего в профессиональной сфере экономики (Галкин и др. 2018). Например, Т.П. Карпова, исследуя изменения в сфере бухгалтерского учета, отмечает, что уже сейчас происходит «переориентация с контрольной функции на информативную, базирующаяся на организации точек цифровой трансформации предприятия» (Карпова 2018: 53). Фактически использование IT-технологий позволяет автоматизировать аудиторскую деятельность, бухгалтерский учет и прочее, однако это не означает, что профессиональная деятельность, например, бухгалтера или аудитора сводится только к владению специализированными программами, напротив, его профессиональная задача предполагает создание программного продукта, способного проверить результаты деятельности первичной программы, осуществляющей бухгалтерский учет или аудит (Матыцына и др. 2017; Якунин 2018). В данном контексте очевидно, что одними из ключевых компетенций конкурентоспособного экономиста являются IT-компетенции, которые можно идентифицировать как hard skills. Вместе с тем, цифровая экономика требует от профессионала владение рядом надпрофессиональных компетенций. НИУ «Высшая школа экономики» разрабатывает проект «Ключевые компетенции и новая грамотность» (Ключевые компетенции и новая грамотность 2018), задачей которого является построение унифицированной рамки ключевых компетенций для профессий будущего. В качестве наиболее концептуальных надпрофессиональных компетенций, или soft skills, исследователи рассматривают критическое мышление, эмоциональный интеллект, командные навыки, клиентоориентированность, управление проектами и т. д. (Ивонина и др. 2017; Бацунов и др. 2018). Понятие надпрофессиональных качеств, или soft skills, частично коррелирует с понятием профессионально значимых качеств; комплекс данных качеств соотносится, наряду с hard skills, с частью профессиональной компетентности будущего специалиста. Автором настоящего исследования была разработана структура профессионально значимых качеств будущих экономистов с учетом действующих профессионального и образовательного стандартов, а также в контексте требований цифровой экономики, что выражается в артикулировании soft skills. Данная структура включает в себя качества-отношения, индивидуально-личностные качества, специальные способности и качества, а также социально-личностные качества. Особенностью современной системы высшего образования, как отмечают С.Н. Братановский, Д.Н. Ермаченко, является сложность в формировании у обучающихся именно надпредметных компетенций, в том числе и soft skills (Братановский, Ермаченко 2013). Данная проблема детерминирована рядом факторов: негибкостью образовательных программ, инертностью части профессорско-преподавательского состава, неоднородными возможностями различных организаций высшего образования и пр. Одним из эффективных механизмов решения актуальных проблем от оперативного до стратегического значения является проектное управление, которое уже активно внедряется не только в производственной сфере, но и в системе государственного управления, в отраслях образования, здравоохранения и пр. Данная деятельность стандартизирована на государственном уровне. В сфере высшего образования реализуется несколько моделей проектного управления. Наиболее радикальной моделью является такая модель, в рамках которой реорганизуется вся инфраструктура и деятельность образовательной организации в соответствии с требованиями проектно-ориентированного подхода. Самой сбалансированной моделью выступает создание проектного офиса в организации. Однако в большинстве отечественных вузов в настоящее время проектное управление реализуется в виде общих или локальных проектных органов (комитетов, советов) (как правило, проектная функция выполняется каким-либо уже созданным объединением, например, учебно-методическим советом института, факультета и пр.). В последнем случае речь не идет о системной реализации проектно-ориентированного подхода в управлении образовательной организацией. Вместе с тем, последняя модель обладает особой ценностью, поскольку демонстрирует активность профессионального сообщества. В формировании профессионально значимых качеств будущих экономистов модель реализации проектного управления не играет принципиальной роли, однако использование механизма проектного управления само по себе выступает определяющим фактором успешности данного начинания. Это определяется тем, что сформировать профессионально значимые качества в составе профессиональной компетентности и готовности будущего бакалавра экономики возможно не в рамках какой-то конкретной дисциплины или вида внеучебной деятельности, но в контексте консолидации деятельности профессорско-преподавательского корпуса, обеспечивающего реализацию образовательной программы. В этом плане инициатива «снизу» обладает особым потенциалом эффективности. В 2017/2018 учебном году на базе института права и экономики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» был реализован институциональный проект «Создание и апробация модели формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов». В университете не создан проектный офис, однако имеется опыт проектного управления развитием различных структурных подразделений. Это обусловило необходимость проведения предпроектных работ. Прежде всего, необходимым этапом предпроектных работ явилось определение готовности профессорско-преподавательского корпуса, обеспечивающего реализацию образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика», к участию в проекте. Данный вид предпроектных работ проводился посредством анкетирования преподавателей, а также личного собеседования (количество респондентов - 18 человек). В ходе проведенной работы было установлено, что большинство преподавателей (83%) осознают необходимость дополнительного форсирования профессиональной подготовки будущих экономистов, выходящей за рамки ФГОС ВО. Вместе с тем, только 61% преподавателей выразили готовность участвовать в проекте по формированию и развитию профессионально значимых качеств у будущих бакалавров экономики. Также в рамках предпроектных работ в формате стратегической сессии было осуществлено обучение преподавателей основам проектного управления в процессе разработки проекта и последующей подготовки проектной документации. В результате проектной сессии были определены цель, способ достижения цели, результат и требования к результату данного проекта. Целью проекта была определена следующая установка: сформировать профессионально значимые качества на уровне не ниже нормативного (среднего) не менее чем у 90% студентов 3 курса, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика», в срок до 31.05.2018 г. Способом достижения цели выступила функционирующая модель формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов, обеспечивающая системность образовательной деятельности за счет высокого уровня консолидации усилий участников образовательных отношений и социальных партнеров. Результат проекта был сформулирован следующим образом: организована системная образовательная деятельность, в ходе которой сформированы профессионально значимые качества на уровне не ниже нормативного (среднего) не менее чем у 90% студентов 3 курса, обучающихся по образовательным программам бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика». К результату проекта были определены следующие требования: - разработать 1 матрицу профессионально значимых качеств будущих экономистов; - сформировать 1 пакет входной и 1 пакет выходной диагностики; - усовершенствовать содержание и методику преподавания не менее 10 учебных дисциплин; - провести не менее 18 кураторских часов, нацеленных на развитие профессионально значимых качеств студентов; - организовать не менее 3 просоциальных акций совместно со студентами-активистами; - привлечь не менее 5 социальных партнеров к активному участию в эксперименте; - провести не менее 5 мотивирующих мероприятий с представителями экономической профессии, добившимися профессионального успеха; - организовать деятельность не менее 15 студентов по работе с личным портфолио; - разработать и реализовать не менее 15 индивидуальных маршрутов профессионального развития студентов; - опубликовать не менее 5 статей, тиражирующих результаты проекта. Также в ходе стратегической сессии были определены риски проекта, к которым относятся следующие: - формальное отношение преподавателей к выполнению работ и процессов проекта; - отсутствие долгосрочного эффекта развития профессионально значимых качеств у студентов; - незаинтересованность социальных партнеров - потенциальных работодателей в результатах проекта; - невозможность тиражировать разработанную и апробированную модель формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов в постпроектной деятельности. Данный проект был инициирован на методическом совете института права и экономики ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». Этот совет выполняет функцию проектного органа в данном структурном подразделении. Для реализации проекта были определены куратор, руководитель, администратор, оператор проекта, а также рабочая группа проекта, в состав которой вошли 11 преподавателей, обеспечивающих реализацию образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика». В качестве экспериментальной группы были определены студенты, осваивающие образовательную программу бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика» (Направленности (профили) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение») (год поступления - 2015), в количестве 16 человек. На стадии инициации проекта были разработаны инициативная заявка, презентация проекта, паспорт проекта и план управления проектом. Отчет о ходе реализации проекта осуществлялся ежеквартально на заседаниях методического совета института. На стадии завершения проекта был подготовлен итоговый отчет и презентация о завершении проекта. Данная документация, как и алгоритм реализации проекта, были подготовлены и осуществлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к содержанию и логике проектного управления (Мазур, Шапиро 2013; Попов, Яковенко 2008; Жукова 2011). План управления проектом помимо такого блока работ, как формирование рабочей группы проекта, включал в себя следующие блоки: разработка матрицы профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики; разработка модели формирования профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики; диагностический блок; разработка и реализация скрытого куррикулума по формированию профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики; информационное освещение проекта. Разработка матрицы профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики осуществлялась в форме форсайт-сессии, в которой приняли участие преподаватели, студенты и потенциальные работодатели. В результате была разработана искомая матрица, представленная в таблице 1. Таблица 1 Матрица профессионально значимых качеств будущих бакалавров экономики Уровень сформированности Профессионально значимые качества Нормативный Сверхнормативный Качества-отношения Ситуативная профессиональная мотивация, инструментальные профессиональные ценности, устойчивая гражданская позиция Устойчивая профессиональная мотивация, терминальные профессиональные ценности, устойчивая гражданская идентичность и поведение Индивидуально-личностные качества Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость, дисциплинированность, настойчивость, самостоятельность Гибкость, лабильность, инициативность, мобильность, способность к самообразованию, саморазвитию Специальные способности и качества Аналитические и синтетические способности Критическое мышление, прогностические способности, способности осуществлять перевод информации из одной знаковой системы в другую Социально-личностные качества Коммуникативные и управленческие способности Умения разрешать конфликты, клиентоориентированность, лидерские качества В ходе выполнения блока работ проекта была разработана модель формирования профессионально значимых качеств будущих экономистов. Центральным механизмом, обеспечивающим функционирование модели, был определен скрытый куррикулум, или скрытый учебный план, понимаемый в настоящей работе в методическом и технологическом значении. Скрытый куррикулум позволяет на уровне содержания и методики решать дополнительные задачи образования, в частности, усиления образовательной деятельности по формированию профессионально значимых качеств будущих экономистов в разрезе быстро меняющихся требований к профессиональной деятельности специалистов на рынке труда. Скрытый куррикулум представляет собой некое наложение на образовательную деятельность, формализованную посредством образовательной программы и учебного плана. Скрытый куррикулум позволяет использовать в формате высшего образования ресурс учебной и воспитательной деятельности. В контексте настоящего исследования были задействованы следующие резервы учебной деятельности студентов: учебные дисциплины «Менеджмент», «Финансы», «Эконометрика», «Маркетинг», «Экономика труда», «Деньги, кредит, банки», «Экономика фирмы», «Бухгалтерский финансовый учет», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование», «Налоги и налогообложение», «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» (образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика» (Направленность (профиль) «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»); «Финансы», «Менеджмент», «Эконометрика», «Маркетинг», «Экономика труда», «Деньги, кредит, банки», «Федеральные налоги и сборы», «Бухгалтерский учет», «Налоговый учет и отчетность», «Региональные налоги и сборы», «Бухгалтерская финансовая отчетность», «Экономический анализ» (образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 - «Экономика» (Направленность (профиль) «Налоги и налогообложение»). Проиллюстрируем функционирование скрытого куррикулума на примере нескольких тем учебной дисциплины «Экономика труда» (таблица 2). Таблица 2 Пример скрытого куррикулума в части содержания учебной дисциплины «Экономика труда» № Тема Кластер Качество Содержание Технология <…> 2 Трудовой потенциал общества Качества-отношения Гражданственность Значение труда в развитии общества Проблемная беседа Специальные способности и качества Аналитические и синтетические способности Показатели, характеризующие использование трудовых ресурсов общества Кейс <…> 5 Социальное партнерство в регулировании социально-трудовых отношений Качества-отношения Гражданственность Эффективность труда или качество трудовой деятельности? Панельная дискуссия Специальные способности и качества Критическое мышление Производительность труда. Издержки Кейс Социально-личностные качества Умение разрешать конфликты Нарушение коллективного договора на предприятии Ролевая игра <…> 10 Планирование труда на предприятии Индивидуально-личностные качества Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость Сотрудник пишет жалобы на качество условий труда Деловая игра Специальные способности и качества Прогностические способности Финансово-результативные показатели деятельности организации Кейс Социально-личностные качества Коммуникативные и управленческие способности Сотрудники недовольны сменой рабочих мест Ролевая игра Также органичной частью учебной деятельности студентов в рамках проекта выступила практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В частности, с социальными партнерами - предполагаемыми работодателями был согласован план практики, в рамках которого предполагалось частичное выполнение студентами обязанностей помощника руководителя компании. На данном уровне подобная практика позволяет тренировать прежде всего такие социально-личностные качества, как коммуникативные и управленческие способности, умение разрешать конфликты, уверенность в себе, независимость, лидерские качества. Кроме того, в ходе практик был осуществлен тренинг специальных способностей и качеств: аналитических и синтетических способностей, критического мышления, прогностических способностей. Это стало возможным благодаря тому, что социальные партнеры выразили готовность вовлекать студентов-практикантов в решение сложных, зачастую спорных ситуаций, связанных с бухгалтерским учетом и налогообложением. В разрезе воспитательной деятельности в ходе реализации проекта был задействован потенциал кураторских часов, а также просоциальной деятельности студентов. Работа, осуществляемая в ходе кураторских часов, была ориентирована на формирование качеств-отношений и социально-личностных качеств. В частности, в процессе активного применения игровых, тренинговых, а также ситуативных технологий подверглись воздействию профессиональная мотивация, инициативность, мобильность, способность к самообразованию, умение разрешать конфликты, лидерские качества. В рамках кураторских часов были организованы переговорные площадки с представителями экономической профессии, добившимися профессионального успеха. Кроме того, в рамках движений волонтерства и добровольчества, в которые активно вовлекались студенты, проводились просоциальные акции: обучение финансовой грамотности пожилого населения, воспитанников детских садов, школьников. Участие студентов в просоциальных акциях способствовало формированию индивидуально-личностных качеств: эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости, настойчивости, самостоятельности, гибкости, инициативности. Если скрытый куррикулум выступил центральным механизмом организации дополнительной образовательной деятельности студентов, то в качестве механизмов контроля и самоконтроля в ходе проектной деятельности были применены технологии портфолио и индивидуального маршрута профессионального развития студента. С целью преодоления выявленных рисков студенты и социальные партнеры вовлекались в обсуждение промежуточных результатов, стратегическое и оперативное управление проектом. Для дополнительного стимулирования студентов на основе технологии менторинга за каждым обучающимся закреплялся наставник из числа рабочей группы проекта. Чтобы поддерживать профессиональную мотивацию преподавателей - участников проекта было проведено 6 методических мероприятий - воркшопов и практико-ориентированных семинаров, на которых члены рабочей группы диссеминировали опыт методического характера. Выполнение диагностического блока работ позволило установить положительную динамику у студентов качеств-отношений, индивидуально-личностных качеств, специальных способностей и качеств, а также социально-личностных качеств. Вместе с тем, студенты продемонстрировали более интенсивное развитие последних двух кластеров. Очевидно, это обусловлено тем, что качества-отношения и индивидуально-личностные качества развиваются в контексте общего психологического портрета личности и под влиянием конкретного опыта профессиональной деятельности (Кудряшов 2004). В итоге удалось установить, что 56% студентов продемонстрировали нормативный уровень сформированности профессионально значимых качеств, 44% - сверхнормативный, в то время как до начала проекта несформированность данных качеств показали 62,5% студентов, нормативный уровень - 31,2%, сверхнормативный - 6,3%. Следовательно, цель проекта была достигнута. Для обеспечения валидности и чистоты проведенных педагогических измерений полученные результаты сравнили с результатами, которые продемонстрировала группа студентов, не включенных в проект (обучающиеся по тем же образовательным программам, год поступления - 2014, количество - 17 студентов). Студенты контрольной группы не продемонстрировали динамики в развитии профессионально значимых качеств. Данные результаты, полученные эмпирическим путем, прошли статистическую проверку (t-критерий Стьюдента для связанных выборок). Значимость выявленных изменений у студентов экспериментальной группы подтвердилась (tкр(0,05)=2,13; tкр(0,01)=2,95; tкр(0,001)=4,07; tэмп=5,08; при k = n - 1 = 15), у студентов контрольной группы - нет (tкр(0,05)=2,12; tкр(0,01)=2,92; tкр(0,001)=4,02; tэмп=1,74; при k = n - 1 = 17). Таким образом, проектное управление позволяет решать не только крупные стратегические задачи развития научно-исследовательского кластера высшего образования, но и оперативно разрешать актуальные проблемы, в частности, формирование профессионально значимых качеств будущих экономистов. Данный опыт на уровне постпроектной деятельности предполагается тиражировать вертикально и горизонтально: вертикально - посредством разработки скрытого куррикулума для всего периода обучения студентов-экономистов, горизонтально - за счет трансформации ключевых положений данной практики с учетом специфики профессиональной деятельности в сфере менеджмента, управления персоналом, торгового дела, государственного и муниципального управления.
×

About the authors

S. V Mishina

References

  1. Бацунов С.Н., Дереча И.И., Кунгурова И.М., Слизкова Е.В. 2018. Современные детерминанты развития soft skills // Концепт: Научно-методический электронный журнал 4, 198-207.
  2. Братановский С.Н., Ермаченко Д.Н. 2013. Система управления образованием в России и организационно-правовые аспекты ее совершенствования. М.: РИОР.
  3. Галкин А.А., Лесняк Ю.С., Вирабян С.О. 2018. Базовые направления развития цифровой экономики Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС 1, 218-223.
  4. Жукова Т.Н. 2011. Проектное управление (методологический аспект). СПб.: СПбГИЭУ.
  5. Ивонина А.И., Чуланова О.Л., Давлетшина Ю.М. 2017. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Науковедение: Интернет-журнал 1. Т. 9. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117.pdf (2018. 18 авг.)
  6. Карпова Т.П. 2018. Направления развития бухгалтерского учета в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета 3(11), 52-57.
  7. Ключевые компетенции и новая грамотность. Проекты НИУ «Высшая школа экономики». 2018. URL: https://ioe.hse.ru/21skills/ (2018. 18 авг.)
  8. Кудряшов О.А. 2004. Формирование профессионально значимых качеств информатика-экономиста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь.
  9. Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. 2013. Управление проектами. М.: ВШЭ.
  10. Матыцына Т.В., Ареповский А.С., Бушнева Т.В. и др. 2017. Цифровые технологии в финансовых организациях. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XXI век».
  11. Попов Ю.И., Яковенко О.В. 2008. Управление проектами. М.: Инфра-М.
  12. Якунин В.А. 2018. Фирма без менеджмента. Развитие методов судебно-бухгалтерской экспертизы в цифровой экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2 (71), 183-186.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies