Три регтайма Андрея Вознесенского: сонет ли один из них?
- Авторы: Федотов О.И.1
-
Учреждения:
- Московский педагогический государственный университет
- Выпуск: № 4 (2025)
- Страницы: 115-126
- Раздел: Язык художественной литературы
- URL: https://modernonco.orscience.ru/0131-6117/article/view/689164
- DOI: https://doi.org/10.31857/S0131611725040099
- ID: 689164
Полный текст



Аннотация
Как поэт, позиционировавший себя певцом НТР, А. Вознесенский рано обнаружил в своем творчестве обостренную склонность к экфрасису. Будучи выпускником Архитектурного института, он много и охотно сотрудничал с коллегами по профессии, композиторами, живописцами, скульпторами, театральными и кинорежиссерами, создавая произведения синтетических, смешанных жанров: поэтические статуи, словесно-архитектурные сооружения, видеомы, инсталляции, оперы, романсы, оратории, популярнейшие лирические песни. В 1980–1990-х гг. им были написаны три оригинальных стихотворения с необычным жанровым обозначением — регтайм: «Сонет (регтайм)» («сна нет...») (1980), «Регтайм» («Полюбите пианиста!..») (1983) и «Лесной регтайм» («Ку-ку — / миную времени реку...») (1998). Одно из них к тому же он загадочным образом назвал сонетом, хотя оно состояло не из 14, а из 43 укороченных стихов. В предлагаемой статье они анализируются как циклическое единство, а также предпринимается попытка прояснить логику появления столь экстравагантного жанрово-строфического определения. В финале автор мотивирует его тремя основными причинами: 1) каламбуром: «сонет = сна нет»; 2) после того, как поэт перевел для Д. Шостаковича несколько сонетов Микеланджело, сонет стал для него самым совершенным «способом общения с небесами»; 3) однако Вознесенский более чем свободно обращался с традиционными жанровыми формами поэзии, до неузнаваемости модифицируя их ради достижения максимального художественного эффекта.
Ключевые слова
Полный текст

Об авторах
Олег Иванович Федотов
Московский педагогический государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: o_fedotov@list.ru
Россия, Москва
Список литературы
- Муратова Е. Ю. Окказиональная лексикализация звуковых комплексов в русской поэтической речи ХХ в. // Веснiк БГУ. Сер. 4. 2008. № 1. С. 32–35.
- Попова Н. Е., Казакова С. В., Букминов А. А. Регтайм как самодостаточный музыкальный жанр // Pedagogical Journal. 2020. Vol. 10. Is. 4A. С. 352–358 [Электронный ресурс]. URL: https://sowa-ru.com/wp-content/uploads/2021/01/regtaym-kak-samodostatochnyiy-zhanr.pdf?ysclid=lrqiw8y66j88077942 (дата обращения: 26.04.2025).
- Федотов О. И. Стихопоэтика Иосифа Бродского. Монография. М.: DirectMedia, 2022. 596 с.
- Wagner J. A. The Allegory of Form in Hopkins's Religious Sonnets. Nineteenth-Century Literature. 1992. Vol. 47. № 1. Pp. 44–45.
