Новая и новейшая история

ISSN (print)0130-3864

Свидетельство о регистрации СМИ: № 0110133 от 05.02.1993

Учредитель Институт всеобщей истории РАН, Российская академия наук

Главный редактор: Мирзеханов Велихан Салманханович

Число выпусков в год: 6

Индексация: РИНЦ, перечень ВАК, Ядро РИНЦ, RSCI, CrossRef, Белый список (2 уровень), Scopus

Журнал Новая и Новейшая история – один из ведущих российских научных периодических изданий, посвященных проблемам новой и новейшей истории, методологии, источниковедения и историографии всеобщей истории, а также истории международных отношений и внешней политики. Журнал объединяет профессиональных историков, занимающихся проблемами всеобщей истории, знакомит читателей с самыми актуальными исследованиями в российской и мировой исторической науке, наиболее значимыми научными мероприятиями.

Учредителями журнала являются Институт всеобщей истории РАН (Москва) и Российская академия наук (Москва). Журнал выходит с 1957 г., издается 6 раз в год и освещает проблемы политической, экономической, социальной истории зарубежных стран, вопросы теории и методологии исторической науки, истории международных отношений, историографии. Значительное внимание уделяется публикации исторических источников (документов, мемуаров), освещению событий научной жизни, научной критике.

Журнал входит в перечень ВАК по следующим специальностям:

  • 07.00.02 – Отечественная история (исторические науки);
  • 07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования (исторические науки);
  • 07.00.10 – История науки и техники (исторические науки);
  • 07.00.15 – История международных отношений и внешней политики (исторические науки),

индексируется в Scopus, РИНЦ и RSCI.

Текущий выпуск

Открытый доступ Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ предоставлен  Доступ закрыт Только для подписчиков

№ 2 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Теория и методология истории

К вопросу об исследовании хаотических систем международных отношений (на материале событий 1918 года на постимперских пространствах)
Ланник Л.В.
Аннотация

Доминирование системного подхода в исследовании международных отношений контрастирует с сохраняющимися методологическими проблемами и разрывами в системных представлениях о динамике различных версий мироустройства. Помимо дискуссий о традиционно выделяемых системах, следует иметь в виду до сих пор отсутствующий анализ систем иного типа, характеризующихся хаотическим развитием и краткосрочностью существования. Материала для исследования процессов на международной арене за рамками обычно выделяемых «стабильных» систем вполне достаточно. Особенно богаты деформациями и различными проектами дальнейшего развития периоды глобальных конфликтов, в том числе мировых войн XX в. Перспективным примером для разработки и апробации методологии системного анализа несостоявшихся систем является попытка формирования в 1918 г. Брестской системы, основанной на германской гегемонии в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, а затем и на всех постимперских пространствах в Евразии. Для ликвидации имеющихся пробелов необходимо развитие системной методологии в исторических исследованиях, что требует парирования воздействия ряда вненаучных факторов. Решение методологической проблемы позволит «перезагрузить» многие дискуссии и дополнить представления о закономерностях развития систем международных отношений в различных условиях, об их типологии и возможностях прогнозирования.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):5-18
pages 5-18 views
«Колониальное безвременье»: прошлое и будущее Германской колониальной империи в публичном пространстве Веймарской Республики
Родин Д.В.
Аннотация

На протяжении всего периода существования Веймарской республики в ее общественном пространстве велись дискуссии о колониальном опыте и способах восстановления заморской колониальной империи. Слабо исследованной особенностью этих дискуссий является темпоральное восприятие понятия «колониальная империя», позволяющее раскрыть отношение политически активной части населения не только к колониальному наследию Второго рейха, но и к внешнеполитической деятельности молодой республики, направленной на ревизию Версальского мирного договора. Целью статьи является выявление хронотопа «колониальной империи» в трудах участников постколониальных дискуссий Веймарской республики в смысле расположения данного понятия на ментальной хронологической шкале у немецких общественных деятелей. Анализ трудов ключевых деятелей колониально-ревизионистского движения (Г. Шнее, Т. Зайц, Э. Брюкнер, Я. Шахт), изданий Германского колониального общества, а также материалов Колониального конгресса 1924 г. позволяет говорить о двойственности темпорального восприятия колониальной империи Германии: в изученных работах она одновременно представала и как дело идеализированного прошлого, используемого для борьбы с навязываемым странами-победительницами тезисом о «колониальной вине» Германии, так и делом будущего, что означало готовность политической элиты Веймарской республики к борьбе (в первую очередь дипломатической) за возвращение утраченных заморских владений. При этом среди сторонников возвращения колониальных владений четко выделялись два лагеря: унитаристы, призывавшие к реинкарнации колониальной империи Второго рейха путем возвращения Веймарской республике утраченных по Версальскому договору владений, и федералисты, поддерживавшие применение неоколониальных методов экономического и культурного проникновения в бывшие заморские владения Германии. Однако и те и другие воспринимали Веймарскую республику как период «колониального безвременья», который непременно должен быть преодолен, что, в свою очередь, подтачивало основы легитимности молодой республики и способствовало ее краху в начале 1930-х годов.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):19-30
pages 19-30 views

Новое время

К вопросу о причинах провала Кадисской экспедиции 1625 года: отношение правительства и командного состава к матросам английского флота
Гаврилов С.Н.
Аннотация

Статья посвящена отношению английского правительства и командного состава флота к матросам, принимавшим участие в кадисской экспедиции 1625 г., которая стала первым этапом англо-испанской войны второй половины 1620-х годов. Ее начало впервые после двух десятилетий мира поставило перед руководством флота задачи мобилизации большого числа моряков и их обеспечения в ходе военной кампании. История военно-морских сил данного периода в основном рассматривалась с позиции «героического», «административного» и «институционального» подходов, в то время как в «истории простого матроса» остается еще много лакун. В данной работе ставится цель исследовать отношение правительства и командного состава в первый год войны к рядовым морякам как к одному из важнейших ресурсов флота, от отношения к которому зависел результат кадисской экспедиции. В качестве источниковой базы в первую очередь используются официальные письма, содержащиеся в сборниках государственных документов. Также привлекаются источники личного происхождения, прежде всего журнал секретаря адмирала Э. Сесила. Автор приходит к выводам, что к службе насильно привлекалось большое число необученных людей. Бόльшая часть их умирала не в сражениях, а от холода, голода и болезней. Отношение правительства и командного состава к морякам как к расходному материалу послужило одной из главных причин провала кадисской экспедиции, предопределившего ход всей войны.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):31-45
pages 31-45 views
Германская социал-демократия и восточный вопрос (1875–1914)
Медяков А.С.
Аннотация

Хотя в германской социал-демократической партии важнейшей международной проблемой считался восточный вопрос, комплексные исследования ее отношения к этой проблеме чрезвычайно редки, а в отечественной историографии практически отсутствуют. СДПГ заявляла о себе как о марксистской партии, однако одна из задач статьи состоит как раз в выявлении соответствия марксизму и в первую очередь историческому материализму тех суждений по восточному вопросу, которые высказывали Маркс, Энгельс и их последователи. В статье также ставится проблема эволюции подходов СДПГ и ее отдельных представителей к восточному вопросу, исследуются влиявшие на нее факторы. В результате изучения работ Маркса и Энгельса, партийной печати, переписки функционеров выяснилось, что в оценках восточного вопроса они руководствовались не столько собственно марксистскими принципами, сколько находились под воздействием требований политического момента, немарксистских идейных и политических влияний, антиславянских предрассудков. Материалистический анализ причин кризисов на Балканах подменялся рядом универсальных клише скорее идеалистического свойства – о подкупах, интригах и т.п. В 1890-е годы этот подход подвергся пересмотру в партии, однако восприятие восточного вопроса как в первую очередь арены противостояния с Россией не претерпело изменений и разделялось ведущими фигурами всех трех основных партийных фракций – ревизионистов, левых и центра. Будучи также общим и для большинства прочих идеологических и политических течений в Германии, это восприятие в значительной степени способствовало национальному консенсусу накануне Первой мировой войны.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):46-60
pages 46-60 views

XX век

Научная и организационная деятельность русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии (1910–1915). Международная координационная деятельность и Русские Туркестанские экспедиции С.Ф. Ольденбурга
Бондарь Л.Д., Бухарин М.Д.
Аннотация

В Санкт-Петербургском филиале Архива Российской академии наук хранится фонд Русского комитета для изучения Средней и Восточной Азии в историческом, археологическом, лингвистическом и этнографическом отношениях (Ф. 148), насчитывающий 110 единиц хранения (1 опись) за 1900–1923 гг. Деятельность Русского комитета показательна не только для характеристики истории международного востоковедения первой четверти ХХ в. Она отражает основные достоинства и недостатки российской научной политики в позднеимперский период. В этой связи анализ документов фонда Русского комитета представляет интерес не только для востоковедов, специалистов по истории международных отношений, но и для историков науки, научной политики государства, отношений государства с учреждениями науки и культуры различной ведомcтвенной принадлежности. Среди материалов фонда встречаются документы по учреждению комитета, его устав и списки членов, протоколы заседаний, переписка с министерством иностранных дел, ведомству которого комитет принадлежал, сметы и материалы о финансировании экспедиций, раскопок, издания трудов. Особый интерес представляет переписка с научными учреждениями и отдельными учеными, а также материалы по организации экспедиций и по научным командировкам. Значительный объем документации связан с организацией и проведением русских туркестанских экспедиций С.Ф. Ольденбурга 1909‒1910 и 1914‒1915 гг. ‒ одного из главных (если не главного) достижения русского дореволюционного востоковедения. Длительные и неудачные попытки организовать экспедицию в Восточный Туркестан (Синьцзян) в 1900-е годы обусловили отставание от зарубежных конкурентов. В итоге российские исследователи зачастую были вынуждены довольствоваться «остатками» их деятельности, имевшей мало общего с целями научного собственно исследования.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):61-73
pages 61-73 views
«Эра пацифизма» в Советско-Британских отношениях1920-х годов
Сергеев Е.Ю.
Аннотация

В статье раскрываются особенности советско-британских отношений середины 1920-х годов, которые вошли в историю дипломатии как «эра пацифизма». Основываясь на ранее не использовавшихся, либо мало известных отечественным исследователям документах из личного фонда Остина Чемберлена, занимавшего пост министра иностранных дел Великобритании в 1924–1929 гг., а также российских дипломатических архивов, автор исследует влияние так называемого локарнского процесса на волнообразную динамику контактов между Москвой и Лондоном по проблемам безопасности и укрепления Версальско-Вашингтонской международно-правовой системы. Выводы, к которым можно прийти на основе изучения восприятия советским руководством подготовки и проведения конференции в Локарно, не оставляют сомнений в том, что наряду с негативным отношением к ее результатам часть представителей реалистически мыслившей партийно-государственной номенклатуры отчетливо понимала необходимость постепенного возвращения СССР в содружество ведущих государств, чтобы преодолеть изоляционизм и обеспечить «построение социализма в одной стране» в условиях спада мировой революционной волны. Важно также подчеркнуть значение «германского фактора». Он играл немалую роль не только в формулировании задачи нормализации советско-британских отношений, но и в общей стабилизации послевоенного миропорядка, в котором были заинтересованы Советский Союз и Соединенное Королевство, хотя и по различным причинам: в первом случае для предотвращения новой вооруженной интервенции с целью свержения большевистского режима, а во втором – для сохранения империи с последующей ее реорганизацией в Содружество на конфедеративных принципах.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):74-82
pages 74-82 views
Коминтерн, ВКП(б) и организация Международной Ленинской школы (1925–1926)
Андреев А.С.
Аннотация

В 2025 г. исполняется сто лет с момента основания Международной ленинской школы (МЛШ, с 1925 по 1928 г. – Международные ленинские курсы, МЛК) – основного учебного заведения Коминтерна, которое осуществляло идеологическую и теоретическую подготовку представителей компартий разных стран мира. Вопросы, связанные с деятельностью МЛШ, все еще недостаточно полно отражены в научной литературе. При этом на сегодняшний день исследователям доступны документы фонда МЛШ Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) и фондов организационных структур Коминтерна (Политбюро, Комиссии Исполкома Коминтерна и т.д.), которые позволяют проанализировать различные аспекты подготовки учебных курсов, формирования кадрового состава и т.д. Цель настоящей работы – рассмотреть, основываясь на этих источниках, процесс создания МЛШ в контексте деятельности Коминтерна и руководства ВКП(б) в 1925 г. В задачи автора входит: анализ ключевых решений, принимавшихся руководителями советской компартии и Третьего интернационала в связи с открытием курсов; выявление основных механизмов взаимодействия этих двух структур в ходе организационной подготовки МЛШ (как на институциональном уровне, так и на уровне отдельных персоналий); изучение особенностей формирования преподавательского состава; определение критериев отбора первых студентов. Исследование позволяет прийти к следующему выводу: являясь проектом Третьего интернационала, МЛШ создавалась в контексте формирования и развития коммунистических вузов в СССР, системы подготовки партийных кадров при прямом участии ВКП(б), которая обеспечивала ее финансирование, методическую и кадровую поддержку, принимала решения, касавшиеся содержания и структуры процесса обучения.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):83-93
pages 83-93 views
Движение «друзей СССР» в Аргентине: Латиноамериканская политика ВОКС В 20–30-е годы ХХ века
Щелчков А.А.
Аннотация

СССР в 1920-е годы ставил перед внешнеполитическими органами задачу налаживания отношений с враждебным капиталистическим миром, и инструментом завоевания общественного мнения в пользу Советской России должно было стать созданное в 1925 г. Всесоюзное общество культурных связей с заграницей (ВОКС), стремившееся сформировать международную сеть Обществ сближения, занимавшихся пропагандой достижений СССР и организовывавших кампании в его защиту. ВОКС делало ставку на работу с «классовыми попутчиками», с интеллигенцией, расширяя тем самым советское влияние через культуру и науку. В Латинской Америке возникли Общества друзей СССР, наиболее влиятельным было аргентинское, которое стало своего рода представителем ВОКС, претендуя на свою социальную нишу в работе среди интеллигенции, студенчества, исходя из принципов политической нейтральности. Подобная направленность противоречила деятельности компартии Аргентины, рассматривавшей это общество как свою «секцию по культурной работе», что вступало в противоречие с линией ВОКС. Данная статья рассматривает политику ВОКС в Аргентине, анализирует разногласия с политикой Коммунистической партии Аргентины в ее борьбе за доминирование и в сфере культурных и гуманитарных связей, подрывая усилия не только ВОКС, но и Советского государства, представленного там Южамторгом, по налаживанию экономических, общественных и культурных контактов с Аргентиной.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):94-105
pages 94-105 views
Языковая реформа в Турции и Советские «Латинизаторы», 1920–1930-е годы
Синицын Ф.Л.
Аннотация

В 1920-х годов в ряде регионов СССР был начат перевод письменности на латинскую основу. Аналогичные процессы были инициированы и в Турции. Особенностью языковой ситуации в Турции являлось превалирование арабо-персидской лексики в государственном языке этой страны, тюркском в своей основе. В результате возник разрыв между письменным и разговорным языком турецкого населения. Одной из главных причин глубокого проникновения в язык «чужеродной» лексики считалось использование турками арабского алфавита. Руководство страны приняло решение о необходимости фундаментального реформирования языка, первым этапом которого должна была стать реформа письменности, а именно переход на латинский алфавит. Этот курс совпал с аналогичными реформами в Советском государстве не только по времени, но по многим другим аспектам. Во-первых, главным «двигателем» латинизации письменности в СССР был Азербайджан – одна из наиболее этнически и культурно близких к Турции наций в составе Советского Союза. Во-вторых, хотя для народов СССР не считалась настолько актуальной проблема «засорения» языков «чужеродной» лексикой, советские «латинизаторы» тоже поставили вопрос о несоответствии «старых» литературных языков новой эпохе. В-третьих, и в Турции, и в Советском Союзе была очень схожей аргументация реформы письменности: латинизация рассматривалась как борьба за модернизацию и секуляризацию социума. Целью исследования, представленного в настоящей статье, является сравнение основных аспектов языковой реформы в Турции и подходов советских «латинизаторов» к вопросам языка и письменности, выявление оценок, данных «латинизаторами» турецкой языковой реформе, а также оценка взаимного влияния турецкой и советской языковых реформ.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):106-119
pages 106-119 views
Алавитская государственность в ХХ веке: вызовы и исторические предпосылки
Лученков И.Р.
Аннотация

Несмотря на свою относительно небольшую численность и исторически сложные взаимоотношения с преимущественно суннитским окружением, представители эзотерического направления шиизма – алавиты (нусайриты) – сыграли значительную роль в новейшей истории Сирии. Вопросы, связанные с созданием алавитского государства и взаимодействием этой конфессиональной группы как с мандатными властями, так и с формировавшимися в период французского правления сирийскими политическими партиями и движениями, не получили широкого освещения в отечественной историографии. Настоящее исследование является попыткой восполнить данный пробел. Основная цель статьи заключается в изучении процесса преодоления маргинального социально-политического статуса алавитов и их интеграции в состав арабо-сирийской национальной и гражданской общности. Важнейшие задачи исследования: анализ изменений политико-правового положения алавитского меньшинства в период с 1920 по 1936 г.; выявление роли алавитов в развитии арабского национально-освободительного движения и в деятельности сирийских политических партий (ориентированных как на панарабскую, так и на сирийскую националистическую идеологию). Детальный анализ источников (законодательных актов французской администрации, политических прокламаций и писем алавитских политических лидеров и т.д.) позволяет сделать следующий вывод: дальнейшее развитие алавитской государственности в 1930-е годы было невозможно по ряду объективных причин. В рассматриваемый период среди алавитов доминировала племенная идентичность, а власть местных шейхов не имела институциональной основы. Популяризация идей арабского лингвистического национализма и официальное признание религиозного статуса нусайритов в рамках исламской уммы обусловили интеграцию территории алавитов Джебель аль-Ансар в состав Сирийской республики.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):120-134
pages 120-134 views
Возникновение музеев в Нигерии в 1930–1950-х годах: защита традиций и конструирование исторической памяти
Чемякин Е.Ю.
Аннотация

Использование постколониальной методологии, в частности идеи о взаимосвязи власти и производства знания через научные и культурные институты, позволило по-новому взглянуть на проблемы формирования исторической памяти и национальной идентичности в странах Азии и Африки. Значительную роль в этих процессах сыграли музеи, создание которых (в отличие от европейских государств) было во многом обусловлено необходимостью решения политических задач, стоявших перед колониальными администрациями. Цель настоящей статьи – рассмотреть основные особенности возникновения музейного дела в Нигерии, крупнейшей британской колонии в Западной Африке, в 1930–1950-е годы. Ключевые задачи исследования: проанализировать основные этапы данного процесса от дискуссий 1930-х годов на страницах журнала «Нигерийский учитель» («Нигерия») до создания Нигерийской службы древностей в 1943 г. и открытия первых национальных музеев в 1940–1950-х годах; выявить роль деятельности Кеннета Мюррея, Эдварда Дакворта, Стенли Милберна и других представителей британской колониальной администрации, разделявших представления о ценности и уникальности традиционного искусства народов Нигерии, в сохранении культурного наследия этой страны. Детальный анализ источников (в частности, публикаций К. Мюррея и С. Милберна, научных статей и монографий нигерийских исследователей и т.д.) позволяет сделать следующий вывод: политика музеев, основанных в последние десятилетия британского правления, носила амбивалентный характер. Она была направлена, с одной стороны, на защиту местных произведений искусства от разграбления и вывоза за рубеж, а с другой – на реализацию колониальной политики Великобритании в процессе конструирования исторической памяти и формирования новой национальной идентичности.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):135-149
pages 135-149 views
Югославская ядерная программа и влияние политических факторов на ее провал
Стоянович Б., Пророкович Д.
Аннотация

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ) стала одной из первых стран в мире, приступивших к разработке независимой ядерной программы. Однако попытка создания атомной бомбы, предпринятая в 1950-е годы и связанная с именем министра внутренних дел СФРЮ Александра Ранковича и деятельностью экспертов Института в Винче, не увенчалась успехом, как и более поздние шаги политического и военного руководства страны в этом направлении. В рамках настоящей работы предпринимается попытка ответить на вопрос: какое влияние оказал процесс конфедерализации СФРЮ на итоговый провал югославского атомного проекта. Несмотря на свою актуальность в контексте событий конца 1990-х – начала 2000-х годов на Балканах, данная проблематика не получила широкого освещения в российской и западной историографии. Настоящая статья призвана частично восполнить этот пробел. Главные задачи авторов: выявить ключевые этапы становления югославской ядерной программы; на основании ряда источников (в частности, данных интервью с четырьмя непосредственными участниками проекта и материалов из фондов сербских архивов), многие из которых впервые вводятся в научный оборот, проследить, как менялась политика руководства СФРЮ в области атомной энергетики; рассмотреть попытки возрождения программы после аварии в Винче в октябре 1958 г. Проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: наряду с такими факторами, как отставание в области технологий и постоянные дискуссии между специалистами, ответственными за проведение ядерных исследований, отказ Белграда от дальнейших шагов по созданию атомного оружия был обусловлен внутриполитическими причинами, связанными с усилением союзных республик и ослаблением центральной власти. Теоретические обобщения, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в сравнительной политологии, а также при изучении стратегических гражданских и военных проектов, осуществляемых на государственном уровне.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):150-164
pages 150-164 views

Современная история

«Внешняя культурная политика» Австрии: неопознанный культурный объект на карте Европы?
Головлев А.И.
Аннотация

В статье рассматривается феномен «внешней культурной политики» (Auslandskulturpolitik) Австрии как специфически австрийской формы культурной дипломатии. В отличие от Германии, Франции, Италии или США, австрийская культурная дипломатия стоит перед задачей представительства малой нейтральной европейской страны, имеющей особые связи в Центральной и Восточной Европе, а также претендующей на лидирующую роль в сфере культуры. Источниковую базу исследования составляют законодательные акты, парламентские дебаты и документы МИД, которые позволяют анализировать австрийскую культурную дипломатию как функцию демократического государства, а также представления австрийской политической элиты о роли культуры во внешней политике. В рамках австрийской системы парламентской демократии дебаты по «внешней культурной политике» Австрии в значительной степени велись несколькими консервативными, в том числе крайне правыми, депутатами парламента и проходили в основном в конце 1970-х годов. В МИД «внешняя культурная политика» долго не получала теоретической базы. Классическая высокая культура, в несколько меньшей степени народные традиции и современные искусство и литература являются основным содержанием «внешней культурной политики» Австрии. МИД также стремится продвигать австрийский вариант немецкого языка, избегая при этом прямой конкуренции с хорошо зарекомендовавшими себя Институтами Гёте Германии и опираясь на университетскую среду целевых стран для организации Австрийских институтов, культурных форумов и библиотек. В то же время «внешняя культурная политика» Австрии конкурирует с другими формами австрийского культурного присутствия за границей. Хотя культура широко воспринимается как одна из важнейших экспортных статей Австрии, занятые в сфере культуры дипломаты и учреждения не играют первостепенной роли в аппарате австрийской внешней политики. Они также уступают по охвату аудитории независимым от МИД культурным учреждениям как в Вене, так и в федеральных землях.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):165-177
pages 165-177 views

Сообщения

Джордж Вашингтон в британской пропаганде
Филимонова М.А.
Аннотация

Вокруг Джорджа Вашингтона рано начали формироваться как «светлые», так и «черные» мифы. Последние в большом количестве порождались пропагандой американских и британских тори. В то же время отечественная историческая наука не уделяла внимания образу Вашингтона в проправительственной британской пропаганде. Представляется, что данный пробел следует заполнить, тем более что исследование механизмов работы пропагандистов, а также порождаемых пропагандой образов политических деятелей – одно из актуальных направлений современной исторической науки. Источниковую базу исследования составили прежде всего периодические издания Англии, Шотландии и Ирландии, издававшиеся в период Войны за независимость США (1775–1783). Использовалась главным образом провинциальная пресса, что дает возможность судить о настроениях не только в столице, но и в глубинке Великобритании, а также о том, какой образ Дж. Вашингтона мог сложиться у рядовых читателей. Обилие ложных новостей в британских газетах того времени потребовало привлечения американских источников для их проверки. С этой целью использовались прежде всего личные бумаги Дж. Вашингтона, а также журналы Континентального конгресса. Изучение этих источников позволяет сделать вывод, что «газетные утки», связанные с личностью Вашингтона, лишь отчасти объясняются ненадежностью трансатлантических коммуникаций в военных условиях. В большой мере это был плод сознательных усилий британских пропагандистов. Региональных различий в отношении к Вашингтону английской и шотландской прессы не выявлено. Особняком стоит пресса Ирландии, где выступления американцев использовались в контексте регионального антиколониального движения. В общей сложности проправительственной пропаганде в Великобритании удалось создать цельный негативный образ главнокомандующего враждебной стороны: «диктатора» и безжалостного полководца, якобы приказавшего сжечь Нью-Йорк.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):179-194
pages 179-194 views
Норберт Блюм: социальный министр в правительстве канцлера ФРГ Гельмута Коля (1982–1998)
Петелин Б.В.
Аннотация

Статья посвящена известному немецкому политику Норберту Блюму, который на протяжении 16 лет был министром труда и социального порядка в правительстве канцлера ФРГ Гельмута Коля. Рано окунувшись в трудовую жизнь, благодаря настойчивости и целеустремленности получил университетское образование, будучи убежденным католиком стал членом Христианско-демократического союза, но при этом всегда оставался «левым» в рядах ХДС. Для Норберта Блюма идеи христианского социализма не были отвлеченным понятием, как и социальная справедливость, которую он отстаивал, находясь в партии, где интересы крупного капитала всегда были на первом месте в официальной политике. Подобная позиция нередко раздражала руководство ХДС. Отношения с председателем партии, с 1982 г. канцлером ФРГ, Гельмутом Колем были далеки от идиллии. Но Блюм, возглавивший в 1970-е годы руководство социальными комитетами ХДС, обеспечивал партии поддержку избирателей из рабочего класса, что было крайне важным в соперничестве с СДПГ. Статья подготовлена с использованием немецких источников, предоставленных автору Институтом современной истории в Мюнхене. Автор подробно пишет о личной жизни Блюма, его гражданской позиции в отношении острых социальных проблем, таких как массовая миграция, безработица, положение пенсионеров, молодежи. И после ухода из большой политики Блюм не затерялся в общественной жизни, не раз приковывал к себе внимание неординарными заявлениями, выступлениями и поступками.

Новая и новейшая история. 2025;68(2):195-209
pages 195-209 views

Рецензии

pages 210-214 views
pages 214-217 views
pages 217-219 views

Научная жизнь

К 70-летию Льва Сергеевича Белоусова
Новая и новейшая история. 2025;68(2):220-220
pages 220-220 views
pages 221-222 views