Профиль пациента, готового к использованию цифровых технологий и методов искусственного интеллекта при получении медицинской помощи

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Карантинные меры в условиях пандемии COVID-19, ограничение возможностей личного контакта, возросшая нагрузка на систему здравоохранения привели к переосмыслению и трансформации готовности пациентов к цифровизации здравоохранения. 

Цель исследования — сформировать профиль пациента, готового к использованию цифровых технологий и методов искусственного интеллекта (ИИ) при получении медицинской помощи в период пандемии COVID-19, по результатам анализа технологической компетентности и цифровой грамотности.

Материал и методы. В работе использован метод социологического опроса 557 пациентов посредством заполнения Google-формы, размещённой в сети Интернет. Опрос состоял из 11 блоков, включающих оценку отношения к цифровым технологиям в здравоохранении и ИИ. 

Результаты. В группе пациентов, готовых к использованию электронных носимых устройств для наблюдения и контроля за состоянием здоровья, средний возраст респондентов составил 41,8 ± 0,7 года, преобладали пациенты женского пола — 225 (74%) человек, регулярно контролировали свой уровень артериального давления 131 (43,1%) человек, оценивали своё здоровье как хорошее — 137 (45%) и удовлетворительное — 133 (43,7%), преимущественно работали полный рабочий день — 256 (84,2%), выполняли физические упражнения регулярно — 104 (34,2%) и редко — 148 (48,7%). Считают возможным использование методов ИИ при оказании медицинской помощи, профилактике развития заболеваний и формировании здорового образа жизни всего 164 респондента (29,4%), против 256 человек (45,9%), остальные 137 человек (24,6%) затруднились ответить. Против использования методов ИИ чаще высказывались женщины (49,7%), чем мужчины (33,6%).

Заключение. При разработке эффективных программ повышения уровня и темпа цифровизации здравоохранения необходимо учитывать характеристики профиля пациента, готового к использованию цифровых технологий и методов ИИ при получении медицинской помощи.

Об авторах

Юлия Сергеевна Решетникова

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России

Автор, ответственный за переписку.
Email: reshetnikovayul@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6726-7103

Канд. мед. наук, доцент каф. общественного здоровья и здравоохранения Института непрерывного профессионального развития ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, 625023, Тюмень.

e-mail: reshetnikovayul@mail.ru

Россия

О. В. Шарапова

ГБУЗ города Москвы «Городская клиническая больница им. В.В. Виноградова Департамента здравоохранения города Москвы»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0003-0384-1705
Россия

А. Л. Каткова

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0002-4014-408X
Россия

О. А. Нестерова

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-7691-0885
Россия

Н. С. Брынза

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-5985-1780
Россия

И. М. Петров

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-7766-1745
Россия

Список литературы

  1. Каткова А.Л., Кобякова М.В., Шемякина И.Е. Теоретический анализ понятия «технологическая компетентность». Мир науки. Педагогика и психология. 2020; 8(4): 3. https://doi.org/10.15862/56PDMN420
  2. Kirchberg J., Fritzmann J., Weitz J., Bork U. eHealth literacy of German physicians in the pre-COVID-19 era: questionnaire study. JMIR Mhealth. Uhealth. 2020; 8(10): e20099. https://doi.org/10.2196/20099
  3. Петров И.М., Спадерова Н.Н., Мальцева О.Н., Егоров Д.Б., Петров Д.И. Этические вызовы внедрения «Цифрового здравоохранения». Медицинская наука и образование Урала. 2019; 20(4): 203-9
  4. WHO guideline: recommendations on digital interventions for health system strengthening. Geneva; 2019. Available at: https://www.who.int/reproductivehealth/publications/digital-interventions-health-system-strengthening/en/
  5. Mathews S.C., McShea M.J., Hanley C.L., Ravitz A., Labrique A.B., Cohen A.B. Digital health: a path to validation. NPJ Digit. Med. 2019; 2: 38. https://doi.org/10.1038/s41746-019-0111-3
  6. Карпов О.Э., Субботин С.А., Шишканов Д.В., Замятин М.Н. Цифровое здравоохранение. Необходимость и предпосылки. Врач и информационные технологии. 2017; (3): 6-22.
  7. Брынза Н.С., Горбунова О.П., Решетникова Ю.С., Княжева Н.Н. Исследование организационного профиля медицинских организаций Тюменской области. Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019; 18(2): 216-22.
  8. Нигинский Д.М., Брынза Н.С., Потапов А.П., Костров В.И. Результаты применения m-Health технологий в Тюменской области на примере дистанционного мониторинга электрокардиограммы. Медицинская наука и образование Урала. 2019; 20(2): 155-8.
  9. Индекс «Цифровая Россия». Доступно: https://finance.skolkovo.ru/downloads/documents/FinChair/Research_Reports/SKOLKOVO_Digital_Russia_Report_Full_2018-10_ru.pdf
  10. Ahmadvand A., Gatchel R., Brownstein J., Nissen L. The biopsychosocial-digital approach to health and disease: call for a paradigm expansion. J. Med.Internet. Res. 2018; 20(5): e189. https://doi.org/10.2196/jmir.9732
  11. Smith B., Magnani J.W. New technologies, new disparities: The intersection of electronic health and digital health literacy.Int. J. Cardiol. 2019; 292: 280-2. https://doi.org/10.1016/j.ijcard.2019.05.066
  12. Zanaboni P., Fagerlund A.J. Patients’ use and experiences with e-consultation and other digital health services with their general practitioner in Norway: results from an online survey. BMJ Open. 2020; 10(6): e034773. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2019-034773
  13. Опрос пациентов «Ваше отношение к цифровизации здравоохранения». Доступно: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScWxJ8krQgaX00GvnAVB1Na2dhY8ql1CCP9qcidl1H3vLj5ug/viewform
  14. Квон Г.М., Вакс В.Б., Поздеева О.Г. Использование шкалы Лайкерта при исследовании мотивационных факторов обучающихся. Концепт. 2018; (11): 84-96. https://doi.org/10.24411/2304-120X-2018-11086
  15. ВЦИОМ. Цифровая грамотность и удаленная работа в условиях пандемии. Аналитический доклад. Доступно: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/czifrovaya-gramotnost-i-udalennaya-rabota-v-usloviyakh-pandemii
  16. ВЦИОМ. Каждому возрасту - свои сети. Аналитический обзор. Доступно: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=8936
  17. ВЦИОМ. Новое о цифровой грамотности, или россияне осваиваются в сети. Аналитический обзор. Доступно: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=295
  18. Li X., Liu Q. Social media use, eHealth literacy, disease knowledge, and preventive behaviors in the COVID-19 pandemic: cross-sectional study on Chinese Netizens. J. Med.Internet. Res. 2020; 22(10): e19684. https://doi.org/10.2196/19684
  19. ВЦИОМ. Телеграм, прощай! Аналитический обзор. Доступно: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9062
  20. Győrffy Z., Radó N., Mesko B. Digitally engaged physicians about the digital health transition. PLoS ONE. 2020; 15(9): e0238658. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0238658
  21. Гранкина А.А., Гранкин А.Г. Тенденции развития цифрового здравоохранения в Российской Федерации. Проблемы развития предприятий: теория и практика. 2018; (1): 70-5.
  22. ВЦИОМ. Искусственный интеллект: угроза или возможность? Аналитический обзор. Доступно: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10132

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Решетникова Ю.С., Шарапова О.В., Каткова А.Л., Нестерова О.А., Брынза Н.С., Петров И.М., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ:  ПИ № ФС77-50668 от 13.07.2012 г.