Современные подходы к донозологической диагностике и коррекции экологически обусловленного стресса у детей и подростков

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Введение. Ранняя диагностика психоэмоционального состояния и своевременная коррекция могут снизить риск формирования отклонений в психическом здоровье детей и подростков.Материалы и методы. У учащихся начального (n = 247), среднего (n = 297) и старшего звена обучения (n = 146) общеобразовательных организаций проведена донозологическая диагностика и коррекция стресса с помощью современных аппаратно-программных комплексов.Результаты. Установлено, что с увеличением уровня нервно-психического напряжения в 1,3 раза у учащихся от начального к старшему звену регистрировалось повышение тревожности в 1,2 раза в повседневной и учебной сферах, враждебности в 1,3 раза и агрессивности в 1,2 раза. Удельный вес учащихся с высоким уровнем непродуктивного нервно-психического напряжения увеличился в 1,4 раза, учащихся с состоянием избыточного сковывающего напряжения – в 3,5 раза на фоне снижения периферической температуры тела в 1,2 раза, увеличения частоты пульса в 1,2 раза и мышечного напряжения в 1,3 раза. Показано, что использование технологии функционального биоуправления методом диафрагмального дыхания снижало тревожность на 15,9% в повседневной жизни, на 24,1% в академической сфере и негативных эмоциональных переживаний в учебной деятельности на 21,5%, способствовало нормализации физиологических маркёров стресса, формированию оптимального вегетативного баланса для реализации всех возможностей при стрессовой ситуации и состояния психофизиологического благополучия у каждого второго учащегося.Ограничения исследования. Использование диафрагмального дыхания в качестве метода коррекции психоэмоционального состояния может ограничивать возможность экстраполяции полученных данных на другие исследования, в которых использовались электромиографические, электроэнцефалографические, температурные тренинги или их комбинации.Заключение. Доказана эффективность применения методов донозологической диагностики и коррекции стресса как экологического фактора среды обитания, что позволяет рекомендовать их для внедрения и использования в общеобразовательных организациях.Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено в соответствии с Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации (последняя редакция), одобрено локальным этическим комитетом ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (протокол № 258 от 09.10.2020 г.). Все участники и их законные представители дали информированное добровольное письменное согласие на участие в исследовании.Участие авторов: Сетко Н.П., Сетко А.Г. – концепция и дизайн исследования, редактирование; Жданова О.М., Лукьянов С.Э. – сбор и обработка материала, статистический анализ, написание текста. Все соавторы – утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех её частей.Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.Поступила: 30.12.2024 / Принята к печати: 26.03.2025 / Опубликована: 31.07.2025

Об авторах

Нина Павловна Сетко

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: K_epidem.fpdo@orgma.ru
ORCID iD: 0000-0002-8073-0614

Олеся Михайловна Жданова

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: Robokors@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-4694-0674

Андрей Геннадьевич Сетко

ФБУН «Федеральный научный центр гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана» Роспотребнадзора

Email: a_isetko@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-9724-8672

Сергей Эдуардович Лукьянов

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

Email: c_luk_10@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-3369-2886

Список литературы

  1. Казымова Г.С. Факторы, вызывающие стресс у школьников и методы его устранения. International Journal of Medicine and Psychology. 2023; 6(8): 188–91. https://elibrary.ru/burdrkКочетова Ю.Ю., Старчикова М.В., Бендрикова А.Ю., Репкина Т.В. Оценка значимости факторов стресса, нерационального питания и низкой физической активности для здоровья школьников. Science for Education Today. 2020; 10(5): 211–25. https://doi.org/10.15293/2658-6762.2005.12 https://elibrary.ru/udmkolСетко Н.П., Жданова О.М., Лукьянов С.Э., Мокеева М.М., Бейлина Е.Б., Закурдаева Е.А. и др. К вопросу формирования тревожности среди учащихся начального звена и её профилактики в условиях современного образовательного процесса. Оренбургский медицинский вестник. 2024; 12(1): 56–62. https://elibrary.ru/fnzexzСетко А.Г., Терехова Е.А., Жданова О.М., Лукьянов В.П. Особенности социально-психологической адаптации учащихся различных типов общеобразовательных учреждений. Оренбургский медицинский вестник. 2021; 9(1): 66–70. https://elibrary.ru/wxmdqoШтина И.Е., Зенина М.Т., Валина С.Л., Устинова О.Ю., Лужецкий К.П. Особенности тиреоидного статуса у учащихся с различной напряженностью образовательного процесса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2018; 26(9): 33–8. https://doi.org/10.35627/2219-5238/2018-306-9-33-38 https://elibrary.ru/vagmzaБарг А.О., Кобякова О.А., Лебедева-Несевря Н.А. Оценка связи тревожности и заболеваемости у учащихся среднего и старшего возраста. Гигиена и санитария. 2020; 99(8): 829–33. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2020-99-8-829-833 https://elibrary.ru/ehgywdQuattlebaum M., Kipp C., Wilson D.K., Sweeney A., Loncar H., Brown A., et al. A qualitative study of stress and coping to inform the LEADS Health Promotion Trial for african american adolescents with overweight and obesity. Nutrients. 2021; 13(7): 2247. https://doi.org/10.3390/nu13072247Nagabharana T.K., Joseph S., Rizwana A., Krishna M., Barker M., Fall C., et al. What stresses adolescents? A qualitative study on perceptions of stress, stressors and coping mechanisms among urban adolescents in India. Wellcome Open Res. 2021; 6: 106. https://doi.org/10.12688/wellcomeopenres.16818.1Leonard N.R., Gwadz M.V., Ritchie A., Linick J.L., Cleland C.M., Elliott L., et al. A multi-method exploratory study of stress, coping, and substance use among high school youth in private schools. Front. Psychol. 2015; 6: 1028. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01028Hörbo M., Johansson C., Garnow T., Garmy P., Einberg E.L. Experiences of stress – a focus group interview study among Swedish adolescents during the COVID-19 pandemic. J. Sch. Nurs. 2023; 39(2): 189–97. https://doi.org/10.1177/10598405211071002Hosseinkhani Z., Nedjat S., Hassanabadi H.R., Parsaeian M. Academic stress from the viewpoint of Iranian adolescents: A qualitative study. J. Educ. Health Promot. 2019; 8: 13. https://doi.org/10.4103/jehp.jehp_202_18Låftman S.B., Almquist Y.B., Östberg V. Students’ accounts of school-performance stress: a qualitative analysis of a high-achieving setting in Stockholm, Sweden. J. Youth Stud. 2013; 16(7): 932–49. https://doi.org/10.1080/13676261.2013.780126Koss K.J., Gunnar M.R. Annual research review: early adversity, the hypothalamic-pituitary-adrenocortical axis, and child psychopathology. J. Child Psychol. Psychiatry. 2018; 59(4): 327–46. https://doi.org/10.1111/jcpp.12784Compas B.E., Jaser S.S., Bettis A.H., Watson K.H., Gruhn M.A., Dunbar J.P., et al. Coping, emotion regulation, and psychopathology in childhood and adolescence: A meta-analysis and narrative review. Psychol. Bull. 2017; 143(9): 939–91. https://doi.org/10.1037/bul0000110Куприянов Р.В., Кузьмина Ю.М. Психодиагностика стресса: практикум. Казань; 2012.Romeo R.D. The impact of stress on the structure of the adolescent brain: implications for adolescent mental health. Brain Res. 2017; 1654: 185–91. https://doi.org/10.1016/j.brainres.2016.03.021Low N.C.P., Dugas E., O’Loughlin E., Rodriguez D., Contreras G., Chaiton M., et al. Common stressful life events and difficulties are associated with mental health symptoms and substance use in young adolescents. BMC Psychiatry. 2012; 12(1): 1–10. https://doi.org/10.1186/1471-244X-12-116O’Connor D.B., Thayer J.F., Vedhara K. Stress and health: A review of psychobiological processes. Annu. Rev. Psychol. 2021; 72: 663–88. https://doi.org/10.1146/annurev-psych-062520-122331Li H., Arimi F.M.L., Mahadir A., Xie M., He Z.L. The prevalence and its associated factors of psychological stress among middle school students in China: pooled evidence from a systematic scoping review. Front. Public Health. 2024; 12: 1358210. https://doi.org/10.3389/fpubh.2024.1358210Pascoe M.C., Hetrick S.E., Parker A.G. The impact of stress on students in secondary school and higher education. Int. J. Adolesc. Youth. 2020; 25(1): 104–12. https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1596823.Lagraauw H.M., Kuiper J., Bot I. Acute and chronic psychological stress as risk factors for cardiovascular disease: insights gained from epidemiological, clinical and experimental studies. Brain Behav. Immun. 2015; 50: 18–30. https://doi.org/10.1016/j.bbi.2015.08.007

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© , 2025



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.